Были ли выбросы? Исследования экологов и официальных лабораторий разнятся

Всё чаще рязанцы жалуются на плохой запах в городе. И эти жалобы подтверждают данные исследований экологов. Она постоянно фиксируют превышения ПДК и формальдегида, и сероводорода. Удивительно, но у официальных лабораторий данные иные.

   
   

Разбираемся, как такое вообще возможно, и кому же в итоге верить?

Ситуация изменилась 

Конечно, мы всегда верим нашим читателям, которые рассказывают, что в том же микрорайоне Дашково-Песочня всё чаще дышать нечем. «Выбросы порой такие, что хоть противогаз надевай – никакие закрытые окна уже давно не спасают», – жалуется наша читательница Светлана Фокина.

Ещё недавно подобные жалобы были не больше, чем словами. Официальные лаборатории их чаще всего не подтверждали. Превышения если и фиксировали, то небольшие. Ситуация изменилась, что активисты общественной организации «Дышим чистым» поставили со специальными датчиками два поста – на ул. Зубковой и в посёлке Мирный. За тем, какие данные показывают эти датчики, каждый рязанец теперь может сам следить круглосуточно на сайте «Дышим чистым».

3 мая общественники сообщили о сильном превышении показателей по формальдегиду на ул. Зубковой. «Примерно к 20.00 превышения достигали 33,92 ПДК, – рассказали активисты. – На этом же посту датчики фиксировали превышения ещё и по сероводороду – 1,37 ПДК». Результаты чуть позже прокомментировали в министерстве природопользования Рязанской области: «Согласно данным со стационарного поста, расположенного в Дашково-Песочне, 3 мая были зафиксированы измерения с превышением ПДК сероводорода (1,1 ПДК). Превышения уровня ПДК формальдегида в атмосферном воздухе не были зафиксированы».

Как такое возможно?

«Да на самом деле всё просто, – поясняет председатель общественной организации «Дышим чистым» Александр Суфранович. – Всё зависит от точки забора. Наши датчики стоят на границах санитарно-защитных зон. Они фиксируют всё, что прилетает от предприятий, расположенных рядом. А стационарные посты минприродопользования находятся дальше от наших постов. Туда загрязнения чаще всего просто не долетают». При этом, по словам Суфрановича, в последнее время и стационарные посты тоже фиксирую загрязнения, хоть и небольшие.

«А ведь в прошлом году у них всё было хорошо, – замечает активист и добавляет, что была даже попытка поставить работу их датчиков под сомнение. – А потом оказалось, что такими же датчиками пользуется и Росприроднадзор».

   
   

«Оснований не доверять данным экологической организации нет, – считает председатель комиссии Общественной палаты Рязани по вопросам окружающей среды, председатель регионального отделения Российского экологического общества Виолетта Чёрная. – Это датчики сертифицированного производителя, хорошо известного в России. Указанные превышения по формальдегиду вполне могли быть. Благодаря юго-восточному ветру 3 мая его запах хорошо ощущался и в центре города, и даже на Михайловском шоссе».

Не пора ли сверить часы?

Логичен в этой ситуации вопрос: не пора ли общественным экологическим организациям и госструктурам, отвечающим и за мониторинг атмосферного воздуха, и за качество этого мониторинга, как говорится, сверить часы?

«Тему фиксации выбросов мы недавно обсуждали на большом круглом столе с участием заместителя председателя правительства Рязанской области Дмитрия Филиппова, депутатов, представителей надзорных структур и экологических организаций, – говорит Александр Суфранович. – Обсуждали и порядок взаимодействия, и изменение системы мониторинга. Были поручения по итогам обсуждения, но пока воз и ныне там».

Будем надеяться, что ситуация с качеством мониторинга воздуха всё-таки изменится, что последующие решения надзорных органов коснутся работы предприятий, которые загрязняют воздух. Виолетта Чёрная напоминает, к слову, что тот же формальдегид – довольно опасное вещество, канцероген. Он, по её словам, может быть одной из возможных причин высокого уровня онкозаболеваний в Рязани…