Время — главный враг истории, стирающий с лица земли архитектурные сооружения, а из памяти — события и имена. Так бы и осталась эта сказка лишь на кадрах чёрно-белого кино, ведь в 1947 году во дворце снимались эпизоды фильма «Золушка», да на семейных фотографиях фон Дервизов, ныне хранящихся в архивах рязанского края. Если бы не великий и кропотливый труд сотрудников Рязанского научно-реставрационного управления. Благодаря работе коллектива специалистов «ожившую сказку» можно увидеть наяву. И даже прикоснуться к этой легенде.
Внутренние тайны
Прораб Анатолий Митрохин, много лет проработавший на реставрации Рязанского кремля и имеющий колоссальный опыт по восстановлению объектов культурного наследия, даже расстроился, когда его перевели на новый объект. Однако восстановление усадьбы фон Дервизов увлекло его настолько, что стало делом его жизни на следующие два десятка лет.
— Восстановительные работы начали с реставрации интерьеров усадебного дома, — вспоминает Анатолий Николаевич. — Интерьеры Голубого и Каминного залов были воссозданы по фотографиям и описаниям. Однако при проведении демонтажа верхних слоёев штукатурки мы обнаружили следы ранее существовавшей лепнины и фрагменты декоративной отделки помещений, что позволило более точно воссоздать внутреннее убранство. Под толщей известковой штукатурки сохранились даже газеты 1893 года, которыми были обклеены стены, а сверху — обои в несколько слоёв.
От внутренних помещений специалисты научно-реставрационного управления перешли к восстановлению фасадов дворца и придомовых строений. В процессе ведения работ удалось обнаружить сразу несколько подвальных помещений, имеющих техническое назначение.
— Оказалось, что для отопления усадьбы использовалась калориферная система, то есть обогрев тёплым воздухом. Рядом топилась печь, а тёплый воздух подводили к дому по воздуховодам, отделанным специальным огнеупорным кирпичом. Тепло поступало в пространство между стенами и заполняло помещение через отверстия, напоминающие вентиляционные, — разъясняет Анатолий Митрохин. — В другом скрытом помещении располагалось машинное отделение насосной станции, которая работала от дизельного двигателя. Настоящее удивление и даже восхищение вызвало инженерное обустройство чугунной разводки, оснащённой мощными вентилями и задвижками. Нам удалось сохранить и законсервировать насосную станцию в надежде, что фонтаны усадьбы и их водоснабжение будут восстановлены.
Внешнее великолепие
Безусловно, многочисленных туристов в первую очередь привлекает внешнее убранство дворцового ансамбля. Изумительной красоты средневековые зубчатые башенки, шатровые крыши, увенчанные флюгерами, многочисленные балконы, колонны и арки — главные достопримечательности усадьбы, бережно восстановленные мастерами научно-реставрационного управления. Кстати, легендарный орёл, удерживающий округлый балкон углового помещения усадебного комплекса, оказался конструкцией, состоящей из многочисленных деталей. При реконструкции здания он буквально рассыпался на части. Опытные реставраторы укрепили конструкцию и с ювелирной точностью восстановили скульптуру, взор которой устремлён в сторону Рязани.
— При Дервизах внешние границы имения были обнесены каменной оградой с чугунными ограждениями, — рассказывает Анатолий Николаевич. — Наши специалисты очень долго работали над эскизами, ведь ограждение усадьбы подверглось полному разрушению. Не было ни фрагментов, ни эскизов ограждения, лишь старые фотографии. Когда чугунное литьё уже было выполнено, в ходе земляных работ вдруг обнаружился осколок ограды и её завершение в виде головы рыцаря, такой же, как на гербе фон Дервизов. Оказалось, что наши архитекторы, как говорится «попали в точку»: рисунок и размеры ограждения практически совпали с оригиналом.
Ощущение сказки придавали усадьбе и многочисленные скульптуры, которые в 90-е годы были безвозвратно утеряны. Так, кентавры, стоявшие на высоких постаментах террасы, некогда придавали дому очарование романтики. Знаменитая скульптура рыбы также «уплыла» в неизвестном направлении. Тем не менее, талантливые лепщики и скульпторы рязанского научно-реставрационного управления воссоздали модели утерянных скульптур и даже разработали механизм их отлива. А две из четырёх фигурок сирен, ранее венчавшие фонарные столбы на мосту любви, даже удалось сохранить. Ждут лучших времён и проекты по восстановлению уникальных арочных мостов, фонтанов и гротов, разработанные неутомимыми рязанскими реставраторами.
Не допустить разрушения
К великому сожалению энтузиастов-реставраторов, не всё в имении фон Дервизов удалось восстановить. Некогда великолепная парадная лестница, спускающаяся к пойме реки Кирица, ныне находится в полуразрушенном виде. Ещёрадует туристов уцелевшая мавританская беседка, но вид на парковую зону, открывающийся из неё весьма удручающий. Южные ворота и арочный мост находятся на грани разрушения.
Тем не менее, не всё потеряно. Коллектив ЗАО «Рязанское научно-реставрационное управление» в ходе многолетней реставрации усадьбы позаботился о сохранности важнейших архивных документов, моделей скульптур и научно-проектной документации. Сплочённый коллектив рязанских реставраторов готов в любую минуту реализовать свой бесценный опыт, чтобы полностью восстановить «жемчужину» Рязанской губернии.
Судьба как легенда
Строитель российских железных дорог Павел Григорьевич фон Дервиз был в списке богатейших людей царской империи. Он имел коммерческий талант и репутацию благотворителя. Но в семейной жизни удача ему не сопутствовала — двоих детей, Владимира и Варвару, поразила неизлечимая в те времена болезнь — костный туберкулёз. Сын умер в младенчестве. Стремясь уберечь остальных детей от этого недуга, Павел Григорьевич перевёз их во Францию, в благоприятный климат. Однако единственная дочь всё же умерла в 16-летнем возрасте. При виде гроба с её телом несчастный барон скончался от инсульта. Отца и дочь похоронили в один день.
Старший сын барона — Сергей Павлович фон Дервиз возвращается в Россию. Часть огромного наследства он тратит на строительство усадьбы в селе Кирицы Рязанской губернии. Однако отсутствие коммерческой жилки в его характере приводит дела в упадок. Сергей Павлович продаёт всё своё имущество и в 1905 году перебирается с женой и дочерью в Париж.
После революции имение было национализировано. В нём размещалось сельскохозяйственное училище, культурный техникум, дом отдыха. В 1938 году во дворце Фон Дервиза начал работать санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулёзом. Необъяснимое совпадение, ведь именно этим заболеванием страдали дети семейства Дервизов. Болезнь, ставшая трагедией рода, теперь успешно лечится в стенах усадьбы, построенной на средства фон Дервизов.
Смотрите также:
- В Рязани двухлетний ребенок остался жив, выпав из окна пятого этажа →
- В районе площади Новаторов в Рязани построят православный храм →
- Взгляд сквозь столетия →