В наших прошлогодних осенних материалах мы подробно рассказывали, из-за чего растут цены на молочную продукцию. Рост, что доказывали (и сейчас доказывают) данные Рязаньстата, был незначительным. Тем не менее, дорожает «молочка», потому что у бизнеса банально увеличиваются расходы. Начнём с того, что постоянно растут тарифы на услуги ЖКХ. Это, во-первых. Во-вторых, регулярно увеличиваются цены на топливо. В-третьих, бизнесу пришлось устанавливать на своих торговых точках онлайн-кассы. В-четвёртых, не стоит забывать, что предпринимателей, производящих молочную продукцию, обязали войти в федеральную государственную информационную систему «Меркурий» (систему электронной ветеринарной сертификации), а это, как рассказывают сами производители, немалые затраты на специалистов, установку новых программ, необходимого оборудования и т.д.
Код с данными о продукте
- С 15 июля 2019 года в России начался эксперимент по маркировке ряда видов молочной продукции, - напомнила президент Рязанской ТПП, председатель комитета по экономическим вопросам Рязанской облдумы Татьяна Гусева. - С 1 июня 2020 года маркировка должна стать обязательной.
Сразу поясним, что такое маркировка: это двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Маркировка призвана защитить потребителей от контрафакта. Покупатель, что интересно, имеет возможность проверить легальность товара при помощи смартфона, установив соответствующее приложение для сканирования кода.
Затраты впечатляют
Но в Рязанской торгово-промышленной палате напоминают о трудностях, с которыми предприятиям предстоит столкнуться с введением маркировки молочной продукции. И эти трудности весьма значительные: это и затраты на приобретение нового оборудования, и изменение логистических потоков, что скажется на отпускных ценах и на объёме переработки молока в стране.
Но это в теории. Татьяна Гусева рассказала производителям «молочки», что президент Российской ТПП Сергей Катырин направил письмо министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, в котором сообщает, что «производители молочной продукции, участвующие в эксперименте по маркировке таких товаров, отрицательно оценивают ход пилотного проекта и говорят о неготовности компаний к маркировке». По их мнению, необходимо перед введением обязательных требований по маркировке оценить целесообразность такой меры.
– Конкуренция на рынке молочной продукции большая, а за введение маркировки будут расплачиваться потребители, – уверена Татьяна Гусева.
Заводы могут закрыться
А что говорят сами производители? Если коротко – практически одно и то же, но разными словами. К примеру, в ЗАО ТД «Ока-река» уверены: введение маркировки грозит их предприятию закрытием, так как оно просто не сможет работать рентабельно. В АО «Ухоловский молочный завод» считают, что затраты на внедрение необходимого оборудования непомерны. Оборудование для этих целей преимущественно импортное, дорогостоящее. Переоборудование только одной производственной линии по выпуску молока обойдётся, по предварительным данным предприятия, в 13 млн рублей. А у них – не одна линия. Завод может просто перестать работать.
Представитель АО «Старожиловский молочный комбинат» рассказал, что на совещании в Москве, на котором обсуждался ход пилотного проекта, представители Центра развития перспективных технологий, оператора системы маркировки, не дали предпринимателям ответов на вопросы о техническом решении. «Это ваши проблемы», – сказали в ЦРПТ. «Типография отказывается наносить знаки на упаковку, – посетовали на предприятии. – Пока у нас нет решения, как это делать. Если наш комбинат закроется, 60 сотрудников потеряют работу».
В ОАО «Рязанский завод плавленых сыров» заранее предупреждают: нанесение знака увеличит себестоимость плавленых сырков на 50%. Ещё, по их мнению, на столько же взвинтят цену ритейлеры, которые должны компенсировать приобретение нового оборудования. «В результате сырки будут стоить столько, что их не станут покупать, – уверены на предприятии.
В ООО «Агромолкомбинат «Рязанский» рассказали, что им необходимо будет дооснастить 14 производственных линий – на это уйдёт 400–500 тысяч евро. «А ведь нужно будет и перепрограммировать кассовые аппараты для считывания знаков, – пояснили на заводе. – Как мы будем поставлять нашу продукцию на предприятия социального назначения: детские сады, школы, больницы? Об этом тоже пока никто не думал».
Горячая тема
Что говорят в региональном министерстве сельского хозяйства и продовольствия? Только то, что ситуация с внедрением обязательной маркировки ими отслеживается. В ведомстве также обратили внимание, что хотя эксперимент по маркировке должен завершиться 29 февраля 2020 года, Минпромторг РФ предложил продлить срок его проведения.
Татьяна Гусева пообещала, что Рязанская торгово-промышленная палата продолжит проведение совещаний на эту тему с участием представителей бизнеса, которым предстоит внедрение маркировки своей продукции.
– В начале года у нас прошёл круглый стол, на котором о проблемах, связанных с маркировкой продукции, говорили представители аптечных организаций (маркировку лекарств ввели с 1 января 2020 года. – Прим. ред.), – напомнила Гусева. – На последующие встречи будем обязательно приглашать представителей ЦРПТ.
КОММЕНТАРИЙ
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области Михаил ПРОНИН:
– Маркировка молочной продукции должна помочь убрать контрафакт с рынка. Но поможет ли? К примеру, производители обуви настроены пессимистично: они говорят, что будет та же сама контрафактная обувь, но замаркированная. Боюсь, что с молочной продукцией может получиться так же: бизнес понесёт лишние расходы, а проблема не решится. Но нагрузка на предпринимателей вырастет. Они не видят в маркировке плюсов.