Примерное время чтения: 6 минут
1620

Учитель на селе. Как живут педагоги в рязанской глубинке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и Факты-Рязань №8 21/02/2018
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Хватает ли сельским педагогам в настоящее время ресурсов, чтобы давать качественное образование детям?

Сегодня у нас в гостях председатель Совета Всероссийской ассоциации учителей сельских школ, заместитель директора по воспитательной работе Криушинской средней школы Клепиковского района Татьяна Серебрякова.

Говорим о жизни простого сельского учителя, о его проблемах и маленьких радостях, которых нет у его городского коллеги.

Важная поддержка

- Татьяна Владимировна, предлагаю начать с самого, наверное, непростого вопроса: чиновники могут долго рассказывать о том, какие сейчас есть меры поддержки для сельских учителей. Но на деле - что это за меры? Как сегодня поддерживают сельского учителя? Как помогают молодым специалистам?

- В соответствии с новым законом «Об образовании» сельским учителям сохранили льготы на оплату «коммуналки» и приобретение жилплощади. Объём и условия стандартной компенсации денежных средств, потраченных на вышеуказанные меры поддержки, определяются в соответствии с возможностями регионального бюджета.

Татьяна Серебрякова
Татьяна Серебрякова Фото: АиФ-Рязань

Очень важно, что скидка на оплату ЖКХ остаётся у педагогов, которые уже вышли на заслуженный отдых. Кроме того, одна из привилегий для учителей, работающих в сельской местности, - возможность досрочного выхода на пенсию после полных 25 лет отработки.

Что касается молодых специалистов. На законодательном уровне и в реальной жизни они получают хорошую поддержку на селе. Каждому молодому учителю производится разовая выплата (в Клепиковском районе она составляет - 15 тысяч рублей).

Кроме этого, каждый месяц молодой специалист получает надбавку к зарплате на протяжении трех лет в размере 2300 рублей.

Молодых специалистов вне очереди обеспечивают жильём. В нашем селе есть возможность предоставлять квартиры молодым учителям в новом трёхэтажном доме, который построили после пожара 2010 года для молодых специалистов школы, больницы, детского сада.

Многие возвращаются

- Кстати, а много ли в вашей школе молодых специалистов? Почему они выбрали для работы село, а не остались в городе?

- Существует проблема обновления педагогических коллективов в сельской местности. В нашем коллективе сегодня один молодой специалист (стаж работы до трёх лет). Эта девушка, выпускница нашей школы, получив высшее педагогическое образование, вернулась работать в родное село. В её ситуации это понятно и объяснимо.

Во-первых, она представитель педагогической династии (бабушка работала учителем русского языка и литературы, мама сегодня - учитель музыки); во-вторых, в нашем селе она встретила своего будущего супруга.

Если посмотреть на других учителей: в нашей школе сегодня четыре педагога со стажем работы до 10 лет, остальные педагогические работники имеют больший опыт работы.

- А много ли выпускников вашей школе вообще возвращается в село?

- Да, многие возвращаются. Чаще всего они выбирают профессии педагогов (из 17 человек педагогического состава сегодня в школе – восемь человек это выпускники), медиков (в селе есть больница с реабилитационным центром, в которой работают пять выпускников), работников лесного хозяйства (более 80% работающих - выпускники школы, прошедшие через деятельность Криушинского школьного лесничества).

Нам повезло. После пожара 2010 года в нашем селе построили новую современную сельскую малокомплектную школу. Обеспечили её всем необходимым: оборудованием, мебелью, хорошими спортивным и актовым залами, библиотекой и т.д. Школа стала настоящим социально-культурным центром на селе, объединяя вокруг себя такие учреждения как сельская библиотека, дом культуры, детский сад, администрация села, участковая больница.

Знания – не хуже городских

- Что рассказывают учителя других школ о том, хватает ли им ресурсов для того, чтобы давать детям знания, с которыми можно поступать в рязанские вузы и колледжи?

- Сельская школа - это, прежде всего, центр воспитания и обучения. Все те знания, которые дают своим учащимся учителя сельской школы, на мой взгляд, ни чуть не хуже городских. А по трудолюбию, самоотдаче в получении образования наши выпускники, может быть, даже и лучше. На выходе из образовательного учреждения они приспособлены к трудностям, более развиты физически, социализированы в обществе, в большей степени определены в выборе профессии.

Кстати, в нашем районе выпускники школ достаточно часто получают от предприятий, учреждений и органов власти направления на учёбу в различные вузы региона, что даёт возможность студенту обучаться на бюджетной основе, с гарантированной стипендией.

- Сейчас часто говорят, что число учащихся сельских школ уменьшается. А у вас как с численностью? Сколько ребят пошло в первый класс в 2017 году? Много ли в выпускных классах медалистов?

- В нашей школе из года в год число учащихся достаточно стабильно и сохраняется в пределах 98-105 человек. Выпускные классы обычно небольшие, из-за чего медалистов не так много.

В первый класс нашей малокомплектной школы приходит около 10-12 человек. В последующие годы число первоклассников сильно не изменится и останется в рамках 10-14 человек ежегодно. Такие перспективы для нашей школы - не самые плохие. Но некоторые образовательные учреждения села всё-таки остаются в этом вопросе в особо сложном положении.

Снизить бы нагрузку…

- Расскажите в целом о жизни современного сельского учителя? Какие у него радости, с каким проблемами сталкивается?

- Если честно, не совсем ещё решили задачи в области оплаты учительского труда. В связи с материально-финансовыми затруднениями многие сельские учители вынуждены брать дополнительную нагрузку, работая на полторы или две ставки. Из-за этого возрастают перегрузки учителей, что сказывается потом на их здоровье.

А ведь дети любят и ценят своих учителей не только за хорошие и содержательные уроки, но и за интересную внеклассную работу, за совместные походы и экскурсии, за незабываемые занятия в объединениях дополнительного образования. И на всё это учитель должен иметь желание, силы и временные возможности.

Пока не совсем удовлетворительной является ситуация в сельской местности и для особо одарённых детей, так как возможности развития их способностей в общеобразовательной школе достаточно ограничены. Но только не в нашем случае. Ребята Криушинской школы занимаются в наших музыкальных и художественных объединениях, посещают танцевальный кружок при доме культуры, секцию бокса при Клепиковском Доме творчества.

Досье

Татьяна Серебрякова. Председатель ассоциации учителей сельских школ. Заместитель директора МОУ «Криушинская СОШ», руководитель Криушинского школьного лесничества «Золото леса».

В 1991 году окончила РГПИ им. С.А. Есенина по специальности учитель биологии и химии. В Криушинской школе отработала более 25 лет (начало работы с 1991 года).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах