Несколько дней назад пришло известие о смерти режиссёра, почти десять лет проработавшего в Рязанском музыкальном театре. Балетмейстер, режиссёр Александр Сапрунов погиб на СВО.
«В Рязанском музыкальном театре — большое горе. Оборвалась жизнь режиссёра и балетмейстера Александра Сапрунова. Он героически погиб в ходе специальной военной операции.
Никакими словами невозможно передать боль и скорбь, которую испытывают друзья, родные и близкие, а также все поклонники творчества Александра Сапрунова...»
Это сообщение появилось на странице Рязанского музыкального театра «ВКонтакте». И под этими словами — сотни откликов. Вечная память, светлая память, вечный покой...
«Творческий человек жив, пока живы его произведения, — написали коллеги. — С нами остались спектакли Александра Сапрунова, которые до сих пор горячо любимы всеми поклонниками Рязанского музыкального театра!»
А произведения живы, как жива и память. Коллеги до сих пор не могут поверить в реальность этого известия, некоторые из них поделились своими воспоминаниями об Александре Сапрунове.
«Надежный человек, никогда не бросал друзей»
Иван Китанин, режиссёр Рязанского музыкального театра:
«Мы вместе учились в Курском колледже культуры, я на отделении режиссуры, Александр — на хореографии. Он учился на два года старше, когда окончил, поступил в Орловский институт культуры, вскоре туда поступил и я. В вузе мы общались достаточно плотно.
Александр доучился до 3-го курса, а потом вдруг ушёл в армию. Я думаю, что-то тогда произошло в его жизни... Причём служил он не в «танцевальных войсках», как мы называем между собой военные ансамбли, а в мотострелковой части. Говорил, что хочет пройти настоящую армейскую подготовку.
После службы снова восстановился в институте. Чуть позже мы встретились уже в Рязани — нас пригласили преподавать в институт культуры. Потом вместе работали в музыкальном театре. Первым нашим проектом была опера «Евгений Онегин», потом мы ставили «Демон» — это были концертные варианты, чтобы школьники могли познакомиться с классикой. Вместе мы работали над мюзиклом «Новогодний переполох», опереттой «Весёлая вдова» — он выступал балетмейстером, я — режиссёром. Параллельно с работой в театре он получил образование режиссёра драматического театра в Московской академии искусств и уже сам ставил спектакли в качестве режиссёра. Среди его работ — «Ханума», «Приключения Дюймовочки». В спектакле «Ханума» он выступал как балетмейстер, а кроме того и сам вышел на сцену.
Потом его пригласили в Ивановский театр, там он ставил «Алые паруса». А спустя год, в 2019-м, снова вернулся в Рязань — уже главным балетмейстером Рязанского музыкального театра. Александр Сапрунов ставил «12 стульев», «Алые паруса», «Здравствуйте, я ваша тетя». Работал над постановкой «Римские каникулы» — к сожалению, этот спектакль по техническим причинам перенесли на год. В сентябре 2022 года у него закончился контракт, и он уехал в Курск. А в октябре был мобилизован. Конечно, это стало неожиданностью, ведь по возрасту он не подходил — ему уже было 36 лет... Но вот его армейская специальность была очень востребована... И с октября 2022 года Александр был на спецоперации. Спустя год своей службы он героически погиб — выносил раненого из-под танкового обстрела.
Он был из большой семьи — у него остались три сестры и брат.
Александр никогда не стоял на месте, всегда стремился к новому, старался развиваться. Очень увлекался фотографией, у меня много снимков, сделанных им. Это был общительный, умный человек, всегда умел пошутить, можно сказать, был душой компании. В личном общении был очень надёжным человеком, никогда не бросал друзей.
У него всегда было много творческих задумок. Даже когда летом приезжал в отпуск, ставил детские номера. Жаль, что многое из его творческих планов уже никогда не будет реализовано. Поверить в это очень трудно. Трудно понять, что его уже нет«.
«Вспыхнул, как метеор»
Марина Чернышова, художественный руководитель Рязанского музыкального театра:
«Как и все творческие натуры, Александр был очень многогранной личностью. Он был безгранично предан театру, искусству, делу, которому служил. От окружающих и от себя всегда требовал максимальной отдачи и в личных отношениях, и в работе.
О нём можно сказать стихами Пушкина. В нём одном сочетались „волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень“.
Александр Сапрунов был безумно талантлив, трудолюбив и педантичен, организован и в то же время обладал тонкой эмоциональной натурой. Работая балетмейстером-постановщиком в музыкальном театре, он получил ещё и режиссёрское образование. Его спектакли, поставленные в Рязанском музыкальном театре, — яркое тому подтверждение. В золотой фонд нашего театра вошли его постановки: „12 стульев“, „Алые паруса“, „Приключения Дюймовочки“, „Здравствуйте, я ваша тётя“, „Средство Макропулоса“, „Весёлая вдова“, „Труффальдино из Бергамо“ и другие спектакли, до сих пор идущие с неизменным успехом.
Сейчас можно сказать, что его судьба была в чём-то предопределена. Александр Сапрунов вспыхнул, как метеор, реализовался в творчестве и сгорел, спасая товарища на поле боя. Думаю, что его спектакли на долгие годы останутся в репертуаре театра, будут заряжать артистов позитивной энергией и радовать зрителей».
«Не ныл, не жаловался... Планировал будущее»
Елена Зайцева, заместитель директора по управлению персоналом Рязанского музыкального театра в период с 2008 по 2021 годы:
«До сих пор не могу принять эту весть, поверить в реальность произошедшего. Как тяжело и горько писать о Саше в прошедшем времени... Слова и мысли скованы болью. Саша был невообразимо талантлив и изобретателен, поражал неординарностью, любил театр фанатически и преданно. Снова и снова перечитываю некрологи с перечислением его постановок в Рязанском музыкальном театре. Помню их все. Знаю, как они создавались, с какой самоотдачей творил Александр Александрович, как любил своих артистов, буквально каждому придумывал яркие, запоминающиеся мизансцены, которые потом дарили артистам аплодисменты и любовь зрителей.
Работать с ним было легко и радостно, потому что он был человеком слова, надёжным, как скала. Такой не предаст и не подведёт никогда, я это знала. Умный, ироничный, с хорошим юмором, фантастической работоспособностью — таким он останется в моей памяти. Безмерно уважаю, люблю, ценю!
Саша звонил мне с войны. Не ныл, не жаловался. Планировал будущее. Но у судьбы свои законы, часто несправедливые и жестокие, и с этим ничего нельзя поделать. Горько... Ком в горле...»
«Саныч... Был он во всём Мужиком!»
Стихи Юлии Бычковой, солистки Рязанского музыкального театра:
Бесконечные, жгучие, горькие
Льются слёзы, и рвётся душа,
Недопетая песня, короткая...
Ведь была она так хороша!..
Как была? Что за форма жестокая?
Сон стряхну я ночи посреди,
Жду в вотсап сообщенье короткое:
«..Жив-здоров, огорчают дожди».
Но молчит телефон, и проносятся
Встречи, фразы, движения глаз...
Там однажды ведь с каждого спросится,
Ты прости, если сможешь, всех нас,
Тех, кто ждал, кто любил и надеялся,
Что домой Ты вернёшься вот-вот,
И спектакли-шедевры создашь ещё,
Впереди только лучшее ждёт!..
Страшно... Жизнь — не кино с хеппи-эндами,
И срываются с уст через ком
Лишь скупые слова, как заветы нам:
«Саныч... Был он во всём Мужиком!»