Рязанским предпринимателям рассказали о важности выхода на мировые рынки. Наша продукция сегодня, как никогда, конкурентна и востребована в других странах.
Но как выйти на зарубежный экспорт? Кто и, самое главное, чем может помочь нашему бизнесу в этом довольно-таки непростом деле? Ответы на эти и другие вопросы звучали на III деловом форуме «Дни международного бизнеса в Рязанской области». В его работе приняли участие представители зарубежных и российских организаций, руководители предприятий региона, ведущие федеральные эксперты.
С чего начинали работу
Форум в этом году провели на территории комплекса «Под мостом» в Лесопарке. Как оказалось, место для мероприятия такого масштаба в плане логистики, размещения выставок и презентаций, проведения переговоров оказалось очень удачным. Оно легко вместило несколько сотен участников и гостей, которые посетили деловой форум. Ещё около трёх тысяч предпринимателей, руководителей и сотрудников рязанских компаний разных отраслей изо всех районов региона, российских и зарубежных экспертов присоединились к онлайн-трансляции пленарной встречи.
О том, как в Рязанской области поддерживают предприятия, ориентированные на зарубежный экспорт, рассказал глава региона Николай Любимов. По его словам, в настоящее время в области выстроена эффективная инфраструктура поддержки бизнеса. Это и поддержка в организации устранения потерь и снижения себестоимости продукции на производствах, и помощь в выходе на уровень международного сотрудничества и зарубежного экспорта.
– Но к ключевому этапу, то есть к экспортной деятельности, даже у крепкого бизнеса отношение зачастую не совсем реальное, – обратил внимание губернатор. – Многие думают, что экспорт – это удел избранных компаний. Другие ссылаются на сложности в экономике, откладывают развитие этого направления до лучших времён. Но времена, как говорится, не выбирают. Со мной согласятся все те руководители рязанского бизнеса, которые приехали на форум. Это сейчас у них за плечами многомиллионные сделки. Когда-то они тоже сомневались и начинали свой путь в экспорт с нуля.
Николай Любимов напомнил о 2017 годе, когда были организованы первые бизнес-миссии за рубеж. И сразу успех: удалось заключить пять контрактов на общую сумму около 500 тыс. долларов. Начало было положено. А потом дело получило удачное развитие. Как результат, в настоящее время активно расширяется география поставок наших предприятий-экспортёров. Последние, кстати, говорят о появлении в регионе «реальных условий для закрепления на зарубежных рынках».
– По итогам прошлого года экспорт из Рязанской области превысил импорт, было достигнуто положительное сальдо внешней торговли, – сказал Николай Любимов. – Основной вклад в этот показатель внесло высокотехнологичное оборудование регионального промышленного комплекса. Большинство этого оборудования не имеет аналога в мире. Даже эти показатели по праву позволяют нам называть область экспортноориентированной. Считаю успехи региона в этом направлении прямым следствием системной работы по созданию базовых условий для развития экспорта, которые мы создали в 2017 году.
Наращиваем объёмы поставок
По сути, тот год, по словам губернатора, был точкой отсчёта. Именно тогда было принято несколько ключевых решений. Рязанская область вступила в пилотный проект по внедрению регионального экспортного стандарта, разработанным Российским экспортным центром. Создан региональный Центр экспорта, который стал проводником программной деятельности РЭЦ.
– И мы начали работать в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», – продолжил Николай Любимов. – Одно из его направления – это промышленный экспорт. За последние несколько лет региону удалось объективно достичь неплохих показателей по экспорту промышленной продукции. А сегодня есть возможность наращивать объёмы поставок за рубеж нашей продукции, в частности, строительных материалов, продукции станко и приборостроения, медицинской техники, а также изделий из пластмассы и кожи. В числе перспективных направлений – экспорт фармацевтических товаров, высокоточного крепежа, продукции деревообработки и товаров для детей.
Отдельно губернатор остановился на экспорте продукции АПК. Что интересно, поставки этой продукции не прекращались даже в период пандемии. Более того, в это непростое время у наших предприятий АПК появились дополнительные контакты и рынки сбыта.
– Хочу надеяться, что шансом выйти на новый качественный уровень развития своего бизнеса за счёт экспорта и мер господдержки воспользуются те наши компании, которые ещё этого не сделали, – продолжил губернатор. – Но, думаю, если после форума хоть бы на одном предприятии будет принято решение начать экспортировать, можно считать деловой форум себя полностью оправдавшим.
Кому надо сказать спасибо
К слову, выходить на зарубежные рынки нашим компаниям помогает конструктивное взаимодействие региона с Российским экспортным центром. Его руководитель Вероника Никишина лично посетила деловой форум в Рязани. По её словам, РЭЦ готов к дальнейшему сотрудничеству с регионом и предприятиями, которые здесь работают.
– Мы видим всю ситуацию по стране. Хочу отметить, что готовность региональной власти в Рязанской области в поддержке экспортёров находится в топе, – сказала Вероника Никишина.
В своём выступлении перед участниками форума она рассказала об инструментах поддержки бизнеса и дала ряд рекомендаций по выходу организаций на экспорт своих товаров. Гендиректор РЭЦ предложила рязанским экспортёрам принять участие в тестировании новых сервисов платформы «Одного окна» и поделиться своим опытом для улучшения ее дальнейшей работы.
Николай Любимов, со своей стороны, поблагодарил Веронику Никишину за всестороннюю помощь деятельности региональных центров поддержки экспорта, за создание интересных образовательных проектов, а также в подготовке квалифицированных кадров Рязанского Центра экспорта для оказания качественных услуг экспортерам. Особую признательность губернатор выразил и от имени рязанских экспортёров за работу РЭЦ по разработке и принятию антикризисного пакета мер, направленного на поддержку российского экспорта в период пандемии.
В режиме онлайн
Благодаря пандемии, кстати, деловой форум в Рязани вошёл в историю. Нет, не потому, что его многие его участники вышли на связь в режиме онлайн. 19 августа в рамках форума заключено Соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и правительством региона. Подписи на документах поставили губернатор Николай Любимов и руководитель Россотрудничества Евгений Примаков. Так вот: впервые в Рязанской области Соглашение было заключено в онлайн режиме.
– У региона и Федерального агентства уже есть положительный опыт взаимодействия, которое с заключением Соглашения станет ещё более широким, – обратил внимание глава региона. – Соглашение позволит региону использовать площадки Россотрудничества за границей в целях развития бизнеса и усиления взаимодействия в сфере культуры. Кроме того, документ откроет новые горизонты перед нашим бизнесом и партнёрами за рубежом.
Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков отметил готовность ведомства и дальше развивать взаимодействие с регионом.
– Одной из задач Федерального агентства я вижу, в том числе поддержку деловых инициатив российских регионов, предприятий, вузов. Я очень рад, что выстаивается плодотворное сотрудничество с Рязанской областью, – сказал Евгений Примаков.
«Настрой у нас серьёзный»
Этому сотрудничеству точно рады ведущие экспортёры региона. В рамках форума они встретились с Николаем Любимовым и гендиректором РЭЦ Вероникой Никишиной. Сама встреча прошла на площадке АО «Русская кожа».
– Настрой в совместной работе у нас очень серьёзный: улучшать то, что уже действует, создавать новые инструменты и условия для того, чтобы экспортёрам было комфортно работать на внешних рынках, выходить на них, – сказал Николай Любимов. – Благодаря этому наша экономика будет расти. Для нас это первостепенная задача, обозначенная Президентом РФ. И сами мы понимаем, что без экспортных возможностей нет конкурентоспособной продукции и экономики.
– В условиях пандемии для нас очень важно как можно скорее начать максимально возможное коммуницирование с экспортёрами и с учётом новых обстоятельств организовать такие форматы постоянного взаимодействия, которые позволят нам представить и использовать весь имеющийся арсенал инструментов, максимально быстро и точечно предоставлять экспортёрам новые ниши, – продолжила Вероника Никишина. – Поэтому нам нужно оперативно определить те меры поддержки, которые вам нужны. Наша основная задача сегодня – выстроить долгосрочные коммуникации с вами, чтобы было понимание, кто, как и чем может помочь, для того, чтобы наш экспорт состоялся.
О том, как он состоялся (или планирует состояться), на встрече рассказали руководители АО «Русская кожа», Ассоциации производителей детских автокресел и колясок «Приоритет», ООО ЗВК «БЕРВЕЛ», ООО «Рельеф-Центр», компании Era Group.