Аргументы и Факты
rzn.aif.ru
16+
Рязань
Аргументы и Факты
rzn.aif.ru
16+
Рязань
Примерное время чтения: 15 минут
278

С кистью в зубах. Художник без рук создаёт картины, полные любви к жизни

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 43. "АиФ-Рязань" 22/10/2025
Оказалось, что поезд не переехал планы на будущее, а открыл новые возможности – лишившись рук, Евгений Коробских-Кудашов стал художником. Теперь он готов помогать другим реабилитироваться с помощью искусства.
Оказалось, что поезд не переехал планы на будущее, а открыл новые возможности – лишившись рук, Евгений Коробских-Кудашов стал художником. Теперь он готов помогать другим реабилитироваться с помощью искусства. / Зоя Мозалева / АиФ

В конце позапрошлого века в Самарской губернии творил уникальный художник, у которого не было рук и ног. Держа кисточку в зубах, Григорий Журавлёв создавал уникальные иконы. Так распорядилась судьба, что спустя полтора столетия на самарской земле снова появился художник, который творит с кистью в зубах. Евгения Коробских-Кудашова часто сравнивают с Григорием Журавлёвым — такая ассоциация напрашивается сама собой. Хотя, конечно, по стилю художники совершенно разные, но что-то общее в их работах можно уловить. Наверное, их объединяет любовь к жизни.  Насыщенные цветом и жизнелюбием картины Евгения Коробских-Кудашова можно увидеть на выставке, которая сейчас проходит в Рязани. 

Шансов выжить не было

Конечно, у двух художников разные не только стили, но и судьба. Григорий Журавлёв родился без рук и без ног. В случае Евгения была железнодорожная катастрофа, которая перерезала жизнь на «до» и «после».

В детстве и юности Евгений жил в родном Тольятти обычной жизнью — учился, увлекался спортом. Повзрослев, занялся строительством и отправился на заработки в Москву, как тогда делали многие его сверстники. Все было спокойно и буднично — работа, отдых, планы на будущее.

Эти планы переехал поезд. Уже спустя время анализируя ситуацию, Евгений понял, что врачи не верили, что он может выжить. Скорая даже повезла его в скромную районную больницу, где нет ни профильного оборудования, ни специалистов. «Потом врач, оказавшийся земляком из Самары, сказал, что мне не оставляли даже одного процента. Я потерял очень много крови. То, что я остался жив, это большое чудо», — говорит Евгений.

После катастрофы Евгений остался без рук, ноги были переломаны в нескольких местах, были перебиты многие нервные окончания и сухожилия. Ему говорили, что он не сможет не только ходить, но даже вставать с кровати.
После катастрофы Евгений остался без рук, ноги были переломаны в нескольких местах, были перебиты многие нервные окончания и сухожилия. Ему говорили, что он не сможет не только ходить, но даже вставать с кровати. Фото: АиФ/ Зоя Мозалева

Потом была кома, выйдя из которой, Евгений даже не помнил, кто он, как его зовут... «Это было самое тяжёлое время в моей жизни. Я постепенно вспоминал всё, с самого маленького возраста. Как стоял в углу, как утащил у прабабушки конфету... Говорят, что перед смертью человек вспоминает всю свою жизнь — хорошее и плохое. Вот со мной это происходило, когда я лежал в одиночной палате и круглыми сутками думал. Я переосмыслил всю свою жизнь, — говорит Евгений. — И я совершенно не знал, что ждёт меня дальше, но точно знал, что приложу все усилия, чтобы не остаться в больничных стенах».

Пять секунд вечности

После катастрофы Евгений остался без рук, ноги были переломаны в нескольких местах, были перебиты многие нервные окончания и сухожилия. Он часто слышал от врачей, что не сможет не только ходить, но даже вставать. Поэтому когда медсестра однажды увидела его стоящим у кровати, замерла от изумления и закричала на всё отделение: «У нас лежак стоит!». Тогда завотделением сказала, что он будет не только ходить, но и бегать.

«Когда я встал первый раз, я смог простоять пять секунд. Мне показалось, что прошла вечность. У меня было чувство, что я разгрузил вагон, пот катился с меня ручьями. Было больно, страшно. Я смотрел на часы на больничной стене, и эти пять секунд были для меня самыми долгими в жизни», — вспоминает Евгений. Потом было 10 секунд, 15, 20... Каждая дополнительная секунда — это победа над собой, над болью, над приговором всю жизнь быть прикованным к постели.

«Казалось бы, что значат эти пять секунд? Здоровые люди вообще забывают, что такое счастье. Большинство видит его в достижении какой-то цели, а ведь в обыденной жизни столько счастья! — уверен Евгений. — Пойти на работу или с работы домой — разе это не счастье? Проснуться утром и выпить кофе — это тоже счастье. Да просто выйти на улицу своими ногами — счастье. Я провел год в больничной палате, смотря на небо через окно. Когда я первый раз выехал на коляске на улицу, вдохнул воздух, обнял дерево, я хорошо понял цену счастья».

Евгений делится, что, когда первый раз взял кисть в зубы, ему открылся новый мир, где нет ни боли, ни страха.
Евгений вспоминает: когда первый раз взял кисть в зубы, ему открылся новый мир, где нет ни боли, ни страха. Фото: АиФ/ Зоя Мозалева

В тот период Евгений очень много думал и постоянно читал — перечитал все книги, которые были в больничной библиотеке. Когда появилась возможность, освоил фото- и видеомонтаж на компьютере — справился с этим без рук, нажимая кнопки носом.

Творчества тогда ещё в планах не было. Его живописные пробы ограничивались детсадовскими работами. Правда, говорили, что тогда проскальзывали определённые способности, и мама до сих пор хранит подборку творений юного художника. «Мама время от времени сокрушалась, что не отдала меня в художественную школу», — улыбается Евгений.

«Ничего, что у меня запчастей не хватает?»

Первая проба пера, а точнее кисти, состоялась с лёгкой руки лечащего врача. Она принесла раскраски, кисточки, краски, выложила перед Евгением и почему-то уверенно сказала: «Попробуй, у тебя получится». Наверное, со стороны такое предложение можно было расценить как издевательство — предложить порисовать человеку без рук. «Ничего, что у меня запчастей не хватает?» — пошутил Евгений. Но врач была опытная, она хорошо видела потенциал своих пациентов. И тогда он впервые взял кисточку в зубы. «И всё, я улетел в какой-то другой мир, где нет ни боли, ни страха», — признаётся Евгений.

После страшной катастрофы жизнь Евгения круто поменялась - он не только стал художником, но и нашёл свою половину.
После страшной катастрофы жизнь Евгения круто поменялась - он не только стал художником, но и нашёл свою половину. Фото: АиФ/ Зоя Мозалева

Творчество Евгений открыл для себя в 2018 году. За эти годы он съел, пожалуй, не одну тысячу кисточек. Как рассказывает художник, рисует до последнего, пока кисточка уже не станет настолько маленькой, что нос касается холста. Свои картины он создаёет без карандашного наброска, сразу работает красками. Трудно представить, как ему это удается, учитывая, что творит он по-особому — от холста до глаз всего лишь длина кисточки.

На картинах Евгения Коробских-Кудашова очень насыщенные краски - видно, что художник очень любит жизнь.
На картинах Евгения Коробских-Кудашова очень насыщенные краски - видно, что художник очень любит жизнь. Фото: АиФ/ Зоя Мозалева

Писать его никто не учил, всё осваивал сам. Яркие, насыщенные краски, которые, казалось бы, не должны выглядеть гармонично, создают в его работах неповторимые образы. Один коллега-живописец как-то сказал, что Евгений умеет сочетать несочетаемое. Его творчество нередко сравнивают с работами Рериха — видимо, есть в мощной энергетике его картин что-то напоминающее творения известного живописца. «Поначалу я писал акварелью. Мне говорили, что у меня неплохо получается, несмотря на особенности акварели. Мне нравился этот материал, но мне не хватало яркости. Поэтому я перешёл на масло — хочется, чтобы краски были насыщенными, мощными», — делится живописец без рук.

Реабилитация через искусство

Когда Евгений рассказывает о своей жизни, складывается ощущение, что до аварии, то есть до 37 лет, жизнь его спокойно тянулась, а после аварии будто сконцентрировалась — с 2017 года произошло столько событий, что и рассказать сложно.

Свои картины Евгений пишет без карандашного наброска - сразу работает красками.
Свои картины Евгений пишет без карандашного наброска - сразу работает красками. Фото: АиФ/ Зоя Мозалева

За семь лет творчества у него прошло уже более ста персональных выставок. А уж счет картинам он давно потерял. Его работы представлены в музеях, например, в Музее современного искусства, есть и в коллекциях многих известных людей. Есть даже у Владимира Владимировича Путина.

Кстати, Евгений достиг не только творческих высот, но и личного успеха — три года назад он женился. С Ольгой они познакомились в пансионате для ветеранов труда, куда Женю определили друзья. Ольга работала там психологом, поначалу общались в рамках её работы, потом вместе участвовали в каком-то конкурсе (кстати, Ольга тоже творческая личность, она прекрасно поёт). Потом Ольга помогла Евгению съездить в Самару — там вместе гуляли, и чем больше общались, тем больше понимали, как они похожи. Оба очень любят жизнь, людей, у них схожие ценности и взгляды.

«Я очень благодарен Ольге, что она мне в тот момент доверилась. Даже решилась уйти с работы. Сейчас мы  везде вместе — она со мной ездит на выставки, помогает в проведении мастер-классов, — рассказывает Евгений. — Как психолог, она привносит много нового. К примеру, на мастер-классе мы рисуем ветвь жизни, Ольга многое объясняет каждому участнику мастер-класса, прорабатывает с людьми их проблемы».

Сейчас супруга Ольга во всем помогает Евгению - ездит с ним на выставке, участвует в проведении мастер-классов. Супруга говорит, что, когда находишь родственную душу, отсутствие конечностей кажется мелочью.
Сейчас жена Ольга во всем помогает Евгению - ездит с ним на выставки, участвует в проведении мастер-классов. Супруга говорит, что, когда находишь родственную душу, отсутствие конечностей кажется мелочью. Фото: АиФ/ Зоя Мозалева

«Когда мы с Женей начали общаться, я задавала себе вопрос, почему я не рассматривала в качестве партнёра человека с инвалидностью? Почему-то мы все ищем человека нормотипического. А на самом деле, когда находишь родственную душу, отсутствие конечностей кажется такой мелочью. Неважно, в каком теле живет близкая тебе душа, — делится Ольга. — Конечно, в бытовом плане на меня ложится больше хлопот. Но это не самое главное. Несмотря на то, что Евгений несколько ограничен в физических возможностях, его моральные качества всё компенсируют. Не раз он помогал мне найти выход из сложных ситуаций. Это человек с железной волей, очень требовательный к себе. Я у него многому учусь».

У Евгения и правда многому можно поучиться — любить людей, преодолевать трудности, собирать волю в кулак. И его картины учат радоваться жизни, ценить простое счастье, которое разлито в каждом мгновении жизни.

«Мы начали реализовывать новый проект — „Реабилитация через искусство“, — рассказывает Евгений Коробских-Кудашов, который стал руководителем филиала Рязанского фонда „Спасибо маме за жизнь“ в Самарской области. — Сейчас много ребят остаётся без конечностей. Я хочу, чтобы они знали, что это не повод унывать. Жизнь продолжается. Думаю, многим из них может пригодиться мой опыт. Искусство наполняет жизнь смыслом, помогает найти себя».

Справка

Выставка художника Евгения Коробских-Кудашова «Творчество без рук» проходит в библиотеке им. Горького.

Выставка организована фондом «Спасибо маме за жизнь», который реализует проект, нацеленный на реабилитацию через искусство.

Посетить выставку можно до 26 октября.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах