Примерное время чтения: 7 минут
868

Реванш советской архитектуры: прошлое рязанцы ценят больше, чем настоящее

Жители города считают, что прежний облик советских зданий симпатичнее нынешнего.
Жители города считают, что прежний облик советских зданий симпатичнее нынешнего. / из архива Ильи Стюхина / АиФ

Часть жителей нашего города, как выяснилось, считает, что облик некоторых общественных зданий, построенных в Советском Союзе, более привлекателен, чем их современный вариант. 

Это подтверждают промежуточные итоги голосования в группе «Рязань-3» ВК. Его организовал архитектор Илья СТЮХИН. В своём фотопроекте он сравнил нынешний и прошлый облик зданий цирка, ДК «Приокский», железнодорожного вокзала Рязань-2, ТРЦ «Барс», зданий кинотеатра «Ока» и культурно-выставочного центра «Ока», кинотеатра «Москва» и Дворца торжеств, Дома быта и ТРЦ «Атрон-сити». Во всех случаях рязанцы голосуют за старые советские варианты оформления.

Не ценятся у нас

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Илья, расскажите о своём фотопроекте, почему вдруг решили заняться исследованием советского архитектурного наследия?

Илья Стюхин: Советская архитектурная мысль развивалась изолированно и самобытно, поэтому некоторые постройки становятся иконами авангарда и модернизма на западе, но не очень ценятся у нас. Вопросы сохранения советского архитектурного наследия сегодня являются узкоспециальной темой и обсуждаются в основном в узкопрофессиональном сообществе.

Очень заметна разница в отношении дореволюционных построек и построек советского периода. Градозащитники зачастую готовы бороться за любой дом, построенный раньше 1918 года, но почти не замечают сноса или изменения облика значимых построек в стиле конструктивизма или модернизма.

Мне было интересно изучить этот феномен, и я принял решение написать исследовательское эссе на эту тему, в рамках которого проанализировать отношение горожан и представителей профессионального сообщества к сохранившимся зданиям советской эпохи.

Из архива Ильи Стюхина

– В Рязани есть достаточно много интересных построек советского периода…

– Но часть из них уже утрачена. Например, здание кинокопировальной фабрики на Московском шоссе было снесено, а вид на здание обкома КПСС (сегодня там размещается Центробанк) – был закрыт новым зданием музея Рязанского кремля. Другие же постройки были реконструированы относительно недавно, и их облик сильно изменился.

Архитектурный стиль модернизм характеризуется отказом от избытка декоративных элементов, выразительностью и лаконичностью формы. Эти принципы очень органично легли на советскую установку борьбы с «архитектурными излишествами», поэтому именно в нашей стране этот стиль получил такое развитие. Архитектор больше не мог скрывать за обильным декором несостоятельность формы здания, решения стали более проработанными, выдержанными, глубокими. В то же время, развивался дизайн деталей, таких как оконные рамы, входы, мозаики (они служили идеологической функции, и потому были допустимы). Особым шиком общественных зданий были стеклянные фасады и массивные, но при этом визуально лёгкие бетонные козырьки.

Как реагируют горожане

– Нынешние архитекторы работают иначе?

– Сегодня архитектор обладает широкой палитрой отделочных материалов, но меньшим вниманием к деталям. Надо понимать, что каждый декоративный элемент советского здания – это борьба, это тяжёлый кропотливый труд. Именно поэтому представители профессионального сообщества негодуют, когда в ходе текущего ремонта здания лишаются индивидуально продуманного остекления, когда лёгкие бетонные козырьки обшиваются дешёвой плиткой вентилируемого фасада, или под ними устраиваются тамбуры из белого ПВХ-профиля, которым не каждый человек себе балкон стал бы оформлять.

В рамках фотопроекта, запущенного в социальных сетях, я хотел посмотреть, обращают ли горожане внимание на такие детали. Я сознательно подбирал фотографии с похожими ракурсами и в близких цветах, чтобы сравнение было более объективным.

Из архива Ильи Стюхина

– Показалось, что своим проектом вы уже намекаете, что потеряли-то больше, чем приобрели…

– Нет, я не ставил задачи убедить горожан в том, что в исходном виде здания выглядели лучше. Хотя с архитектурной и стилистической точки зрения, изначальные решения были более лаконичными и «чистыми».

– Вы сравниваете в основном прошлый и нынешний облик одних и тех же зданий. А если сравнить постройки разных эпох?

– Не думаю, что корректно сравнивать эстетические характеристики разных эпох. Действительно, большую часть современных зданий проектируют и строят без особого внимания к эстетической составляющей.

Хотя, надо признать, в последние 3–4 года ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Особенно это касается жилой застройки.

К сожалению, архитектура общественных зданий, с моей точки зрения, сильно деградировала. Не может не беспокоить расширение практики привязки типовых проектов: речь идёт о детских садах, школах, спортивных центрах и т.д. Надо понимать, что стоимость проектирования в масштабах всей стройки составляет не более 5–8%, и экономия на проектных работах не очень велика. С другой стороны, типовые проекты часто приводят к нерациональному использованию земли, особенно в случае участков сложной формы или с наличием рельефа. Выгода от таких проектов весьма сомнительна, не говоря уже о том, что общественные здания должны быть центром жизни горожан.

Из архива Ильи Стюхина

Остановились на полпути

– Раз уж начали говорить о «столкновении» разных эпох, не могу не вспомнить о результатах реконструкции площади Ленина. Вы ведь были одним из авторов проекта этой реконструкции. Первый этап позади, а второй?

– К сожалению, реконструкция площади Ленина, по всей видимости, не будет доведена до конца. Для меня не совсем понятно, как это возможно, ведь решения должны работать в комплексе. К примеру, продление улицы Горького мы предлагали для того, чтобы снизить нагрузку на улицу Краснорядскую.

С той же целью предлагалось открыть двухстороннее движение по улицам Маяковского и Кудрявцева. Разработали проект организации движения, подтверждённый моделированием. Без воплощения в жизнь этих решений ценность одного только прямого поворота с улицы Горького весьма невелика.

– А как относитесь к идее организацию всех праздников в городе перенести с площади Ленина на Лыбедский бульвар, который в скором будущем соединится после того, как сделают прокол под мостом на ул. Ленина? 

– В последнее время это происходит довольно часто. Мы почему-то говорим о развитии отдельных пространств в терминах конкуренции, хотя очевидно, что они связаны. В Рязани есть потенциально очень значимая связка, представленная улицей Почтовой, площадью Ленина, Лесопарком и ЦПКиО, с выходом на Верхний и Нижний городские сады и Торговый городок. Все эти пространства объединены Лыбедским бульваром. Развитие единого комплекса пешеходных пространств должно стать важным приоритетом для города.

ДОСЬЕ
Илья СТЮХИН. Архитектор. В 2013 году окончил Рязанский политехнический институт. В составе проектной группы разработал несколько градостроительных проектов и ряд конкурсных проектов для Рязани и Тулы. Финалист онлайн-программы «АРХИТЕКТОРЫ.РФ». Является одним из авторов концепции площади Ленина.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах