Часть жителей нашего города, как выяснилось, считает, что облик некоторых общественных зданий, построенных в Советском Союзе, более привлекателен, чем их современный вариант.
Это подтверждают промежуточные итоги голосования в группе «Рязань-3» ВК. Его организовал архитектор Илья СТЮХИН. В своём фотопроекте он сравнил нынешний и прошлый облик зданий цирка, ДК «Приокский», железнодорожного вокзала Рязань-2, ТРЦ «Барс», зданий кинотеатра «Ока» и культурно-выставочного центра «Ока», кинотеатра «Москва» и Дворца торжеств, Дома быта и ТРЦ «Атрон-сити». Во всех случаях рязанцы голосуют за старые советские варианты оформления.
Не ценятся у нас
Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Илья, расскажите о своём фотопроекте, почему вдруг решили заняться исследованием советского архитектурного наследия?
Илья Стюхин: Советская архитектурная мысль развивалась изолированно и самобытно, поэтому некоторые постройки становятся иконами авангарда и модернизма на западе, но не очень ценятся у нас. Вопросы сохранения советского архитектурного наследия сегодня являются узкоспециальной темой и обсуждаются в основном в узкопрофессиональном сообществе.
Очень заметна разница в отношении дореволюционных построек и построек советского периода. Градозащитники зачастую готовы бороться за любой дом, построенный раньше 1918 года, но почти не замечают сноса или изменения облика значимых построек в стиле конструктивизма или модернизма.
Мне было интересно изучить этот феномен, и я принял решение написать исследовательское эссе на эту тему, в рамках которого проанализировать отношение горожан и представителей профессионального сообщества к сохранившимся зданиям советской эпохи.

– В Рязани есть достаточно много интересных построек советского периода…
– Но часть из них уже утрачена. Например, здание кинокопировальной фабрики на Московском шоссе было снесено, а вид на здание обкома КПСС (сегодня там размещается Центробанк) – был закрыт новым зданием музея Рязанского кремля. Другие же постройки были реконструированы относительно недавно, и их облик сильно изменился.
Архитектурный стиль модернизм характеризуется отказом от избытка декоративных элементов, выразительностью и лаконичностью формы. Эти принципы очень органично легли на советскую установку борьбы с «архитектурными излишествами», поэтому именно в нашей стране этот стиль получил такое развитие. Архитектор больше не мог скрывать за обильным декором несостоятельность формы здания, решения стали более проработанными, выдержанными, глубокими. В то же время, развивался дизайн деталей, таких как оконные рамы, входы, мозаики (они служили идеологической функции, и потому были допустимы). Особым шиком общественных зданий были стеклянные фасады и массивные, но при этом визуально лёгкие бетонные козырьки.
Как реагируют горожане
– Нынешние архитекторы работают иначе?
– Сегодня архитектор обладает широкой палитрой отделочных материалов, но меньшим вниманием к деталям. Надо понимать, что каждый декоративный элемент советского здания – это борьба, это тяжёлый кропотливый труд. Именно поэтому представители профессионального сообщества негодуют, когда в ходе текущего ремонта здания лишаются индивидуально продуманного остекления, когда лёгкие бетонные козырьки обшиваются дешёвой плиткой вентилируемого фасада, или под ними устраиваются тамбуры из белого ПВХ-профиля, которым не каждый человек себе балкон стал бы оформлять.
В рамках фотопроекта, запущенного в социальных сетях, я хотел посмотреть, обращают ли горожане внимание на такие детали. Я сознательно подбирал фотографии с похожими ракурсами и в близких цветах, чтобы сравнение было более объективным.

– Показалось, что своим проектом вы уже намекаете, что потеряли-то больше, чем приобрели…
– Нет, я не ставил задачи убедить горожан в том, что в исходном виде здания выглядели лучше. Хотя с архитектурной и стилистической точки зрения, изначальные решения были более лаконичными и «чистыми».
– Вы сравниваете в основном прошлый и нынешний облик одних и тех же зданий. А если сравнить постройки разных эпох?
– Не думаю, что корректно сравнивать эстетические характеристики разных эпох. Действительно, большую часть современных зданий проектируют и строят без особого внимания к эстетической составляющей.
Хотя, надо признать, в последние 3–4 года ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Особенно это касается жилой застройки.
К сожалению, архитектура общественных зданий, с моей точки зрения, сильно деградировала. Не может не беспокоить расширение практики привязки типовых проектов: речь идёт о детских садах, школах, спортивных центрах и т.д. Надо понимать, что стоимость проектирования в масштабах всей стройки составляет не более 5–8%, и экономия на проектных работах не очень велика. С другой стороны, типовые проекты часто приводят к нерациональному использованию земли, особенно в случае участков сложной формы или с наличием рельефа. Выгода от таких проектов весьма сомнительна, не говоря уже о том, что общественные здания должны быть центром жизни горожан.

Остановились на полпути
– Раз уж начали говорить о «столкновении» разных эпох, не могу не вспомнить о результатах реконструкции площади Ленина. Вы ведь были одним из авторов проекта этой реконструкции. Первый этап позади, а второй?
– К сожалению, реконструкция площади Ленина, по всей видимости, не будет доведена до конца. Для меня не совсем понятно, как это возможно, ведь решения должны работать в комплексе. К примеру, продление улицы Горького мы предлагали для того, чтобы снизить нагрузку на улицу Краснорядскую.
– А как относитесь к идее организацию всех праздников в городе перенести с площади Ленина на Лыбедский бульвар, который в скором будущем соединится после того, как сделают прокол под мостом на ул. Ленина?
– В последнее время это происходит довольно часто. Мы почему-то говорим о развитии отдельных пространств в терминах конкуренции, хотя очевидно, что они связаны. В Рязани есть потенциально очень значимая связка, представленная улицей Почтовой, площадью Ленина, Лесопарком и ЦПКиО, с выходом на Верхний и Нижний городские сады и Торговый городок. Все эти пространства объединены Лыбедским бульваром. Развитие единого комплекса пешеходных пространств должно стать важным приоритетом для города.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть