Может быть, кто-то помнит, как в Рязани появились троллейбусы-гармошки. Это было что-то совершенно новое, прогрессивное, необычное.
Гордо подъезжала длинная тройка (такие троллейбусы пускали именно по третьему, очень популярному тогда маршруту) к остановкам, без проблем вмещая пассажиров. Порой на ней ездили даже когда было не нужно – просто покататься на новеньком троллейбусе.
Особо вместительный
С тех пор прошло без малого тридцать лет… Сейчас та самая гармошка подъезжает к остановкам уже не так гордо.
Сегодня этот троллейбус вновь оказался в центре внимания, но уже по другому поводу. В последние несколько недель о гармошке много пишут в соцсетях и в СМИ – не так давно прошла информация о планах по утилизации этого когда-то такого продвинутого транспорта. Отъездив без года три десятилетия троллейбус изрядно поистрепался. Заговорили о необходимости его списания.
Работающий раритет
«Настало время спасать историю рязанского (а вообще-то российского) транспорта. Как известно, троллейбусы с гармошкой модели ЗиУ-683Б в Рязани вот-вот отставят от эксплуатации (и чуть не отставили, однако на данный момент одна машина выходит на линию), - написали в соцсети «ВКонтакте» пользователи группы «Рязанский троллейбус». - На сегодняшний день это последний рабочий троллейбус этой модели в России. Он является одной из первых моделей троллейбуса в СССР с более совершенной (на момент 80-х) тиристорно-импульсной системой управления. Для Рязани это тоже важная частица истории: именно эти троллейбусы первыми выехали из нового депо-3 в 1993 году».
Угроза уничтожения рязанской гармошки всколыхнула людей по всей России, стали обсуждаться возможности сбора средств «на помощь троллейбусу», даже была создана петиция за сохранение редкого троллейбуса. «Лучше произвести капитальный ремонт этих электромашин, и после выхода на линии шире использовать их потенциальные «культурные» возможности. Воплощение в жизнь этого проекта может стать прекрасным сочетанием экономического и социально-культурного потенциалов, - считает депутат городской Думы Дмитрий Панкин. - Мы много говорим о сохранении культурного кода города, имея в основном уже закрепившиеся исторические образы. Но ведь и достижения новейшего времени – это тоже важно и тоже значимо для самоидентификации Рязани в части её «материально-технического» бренда».
Многих беспокоит не только судьба редкой гармошки, но и всей троллейбусной сети Рязани. Все реже можно встретить «крупный рогатый транспорт» на рязанских улицах, все чаще по ним снуют шустрые маршрутки. И сколько бы ни говорили об экологичности троллейбусов, состязание в коммерческой схватке они явно проигрывают. А вспоминая судьбу рязанского трамвая, за троллейбусы становится особенно тревожно...