Почему, бросая дом, многие хозяева не забирают с собой иконы?
Один из наших читателей Андрей рассказал редакции, что недавно побывал в заброшенной деревне, находящейся на территории Рязанской области. Дома, по его словам, бросили много лет назад. Всё, что представляет собой хоть какую-то ценность, оттуда давно вытащили. Кроме одного...
Хотели вернуться, но не смогли
«Скрывать не буду — это не первая заброшенная деревня, которую я посетил. И везде обращал внимание, что хозяева, бросая дом, не забирают с собой иконы. Это сильно удивляет, — рассказывает Андрей. — Ведь иконы — самое ценное, что есть в доме. Но почему-то оставляют их в доме. Где-то читал, что это такая православная традиция, по которой иконы должны оставаться в доме, мол, нельзя их забирать. Действительно ли это так?».
Этот вопрос наша редакция переадресовала настоятелю Вознесенского храма города Рязани, председателю информационно-аналитического отдела Рязанской епархии протоиерею Арсению Вилкову.
«Такой традиции в православном христианстве точно нет. Наверное, у каждого человека, который решил оставить иконы в брошенном доме, есть своё объяснение этому. Предположу, что кто-то всё же хотел вернуться, поэтому и оставил иконы. На душе легче, когда знаешь, что в доме есть красный угол, и он согревает жилище. Да и сам человек может молитвенно обращаться к тем, кто изображён на близких ему образах. То есть дом не пустует, в нём сохраняется тёплая атмосфера», — поясняет протоиерей Арсений Вилков.
Не вера, а антураж?
Но это если человек хотел вернуться, но по каким-то причинам не смог. А вот если хозяин знал, что уезжает навсегда и не берёт с собой иконы, это уже другая ситуация.
«Могу предположить, что у этих людей, видимо, какой-то магический подход к вере. Они не забирают иконы, потому что считают, что неправильно увозить образы из дома, где они всегда были. Наверное, думают, что, если их с собой забрать, это может как-то повредить жизни в новом месте и так далее, — предполагает священник. — То есть это чисто такие магические представления, которые под собой, конечно, не имеют никаких оснований, потому что, как правильно заметил ваш читатель, иконы это самое дорогое в доме».
Протоиерей Арсений Вилков напомнил, что раньше наши предки, если не дай Бог пожар в доме, первым делом выносили иконы. Образы всегда почитались и бережно хранились. А некоторые иконы, особенно древние и намоленные, передавались из поколения в поколение.
«Поэтому, если человеку близки эти образы, если они связаны с чем-то дорогим его сердцу, в том числе и с близкими людьми, ушедшими в мир иной, то он, несомненно, эти образы сохранит для себя, будет их беречь. И, несомненно, уезжая из дома навсегда, заберёт с собой, найдёт иконам новое достойное место», — рассказывает священник.
По словам протоиерея Арсения Вилкова, если же человек оставляет иконы, то это говорит о том, что он не придавал им такого близкого значения, что для него они были каким-то, может быть, антуражем.
«То есть иконы для этого человека не были чем-то близким, в его отношении к ним не было ничего, что могло побудить его проявить какое-то усердие и забрать иконы с собой», — заключает священник.
Рязанские иконы из Успенского собора реставрируются в Москве и Владимире
В Рязанской области пройдёт принесение Казанской иконы Божией Матери
19 мая в Рязань доставят Казанский образ Божией Матери
В Рязань привезут чудотворный образ Божией Матери
За кражу иконы рязанец получил два года «строгача»