Примерное время чтения: 13 минут
469

«Нам нужен культурный технопарк». Каких проектов не хватает Рязани?

Сюжет Возрождение Торгового городка
Марина Дрозд / АиФ
Александр Соловьёв
Александр Соловьёв Фото: Из личного архива Александра Соловьева

Что мешает сделать областной центр более привлекательным для туристов? Как развивать Торговый городок? И какой «изюминки» не хватает проекту Новогодней столицы?

Об этом и многом другом беседуем с доктором философских наук, профессором кафедры культурологии РГУ имени Сергея Есенина Александром СОЛОВЬЁВЫМ.

Городок как арт-кластер

— Александр Васильевич, возрождение Торгового городка – сейчас одна из самых обсуждаемых тем. По-вашему, в каком направлении следует двигаться? И возможно ли найти инвестора?

Скорее всего, этот проект возможно реализовать в форме государственно-частного партнёрства. Возможно, будет несколько инвесторов. Это даже предпочтительней, поскольку получится некое сообщество. Но всё будет зависеть от того, во что будут готовы вложиться инвесторы. Ведь они должны получать прибыль.

Очевидно, что Торговый городок должен быть объектом, выполняющим социокультурные функции, которые могли бы поддерживать коммерческую составляющую. Только в таком случае он сможет стабильно функционировать. На одном из практических семинаров высказывалась идея сделать некую рязанскую ВДНХ: отдать по павильону районам Рязанской области, чтобы они представили посетителям хозяйство и культуру своих районов. Задумка неплохая, но стоит учитывать, что у районов и без того много проблем, в том числе бюджетных, поэтому такая форма будет для них дополнительным обременением с трудно замеряемыми выгодами. Тем более на эти экспозиции вряд ли стоит ожидать большого потока туристов. Но вполне можно сделать один павильон, рассказывающий о достопримечательностях и успехах в промышленности и сельском хозяйстве наших районов.

Какие проекты, в таком случае, точно приживутся на этой территории?

 Спектр на самом деле очень широкий. Всё зависит от целей городского сообщества, властных структур и потенциальных инвесторов, которые должны быть согласованы. На данный момент рисуется много разных образов, но исходя из тех встреч, на которых обсуждалось развитие Торгового городка, это должно быть многофункциональное пространство, какой-то культурный центр или даже кластер. Что-то вроде возрождённых в Москве в новом виде бывших промышленных площадок – кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (арт-кластер «Красный Октябрь») или московского комбината виноградных и десертных вин (ЦСИ «Винзавод»), только с учётом того, что Торговый городок был не промплощадкой, а выставочной и торговой. Бренд «Рязанская ВДНХ», который сейчас активно продвигается, многие не поддерживают. Я в том числе. Потому что это отсылка к другому городу, а не к нашим уникальным объектам, к нашему местному наследию. Развивая этот бренд, мы не используем имеющийся потенциал. Поэтому название «Торговый городок» точно стоит сохранить.

Единственная проблема в том, что в Москве большая часть пространств такого типа сфокусирована на современном искусстве и всем, что с ним связано. У нас не хватит ресурсов для создания такого арт-кластера. Но в целом, это должна быть площадка, которую смогли бы использовать все жители нашего города. Но тут есть еще важная проблема. Пространство будет досуговое, интеллектуальное, образовательное, спортивное и развлекательное одновременно. А какая будет общая идея? Ведь те же туристы должны понимать, куда они идут. Мы должны охватить большую часть рязанцев и гостей города, чтобы у всех была возможность найти что-то для себя, но при этом предложить концепцию, выстраивающую гармоничный, понятный образ места.

Несомненно, что у этого места есть хорошие перспективы. Даже тот факт, что Торговый городок стал одной из площадок Форума древних городов, где прошла двухдневная школа урбанистики, уже говорит о многом. Получается, что мы как сообщество готовы работать с «заброшенными» пространствами, готовы включать их в социокультурный оборот. Приятно, что молодёжи объект не безразличен, ведь именно молодые люди составляли основную часть аудитории школы.

Парк с историей

 Торговый городок – не единственная площадка в Рязани, на которую стоит обратить внимание. Какие ещё точки, в первую очередь, надо развивать?

 Далеко ходить не нужно – активизировалось развитие Лесопарка. Но, как известно, проблемы развития нужно решать комплексно. Например, в новогодние праздники в прилегающей территории фактически наблюдался транспортный коллапс, потому что многие приехали на своих автомобилях, создав пробки. Многим пришлось оставлять машины за 1-2 километра от парка и идти пешком, а потом после активной прогулки снова возвращаться к своим автомобилям. Это сказалось на степени удовлетворённости от пребывания в парке. В целом же, там сделали хорошую зону. Это видно по притоку людей, который, к слову, был не однодневным. Многие приходили в парк в вечернее время и по выходным. Поэтому территория Лесопарка чрезвычайно важна и для развития Торгового городка, как и территория прилегающего Сада юннатов, который сейчас работает как «закрытое» ведомственное учреждение. Учитывая общие тенденции включения в проектную деятельность не только молодёжи старше 18 лет, но и школьников, Сад юннатов мог бы стать активной территорией, частью большого комплексного объекта/кластера. И это очень сложная задача, потому что сад является муниципальным учреждением дополнительного образования, и у него есть свои формальные ограничения и чёткий функционал. Было предложение в Торговом городке сделать для него отдельный павильон, где юные натуралисты могли бы показывать свои проекты. Кто-то посчитал, что такое решение нелогично, однако павильон мог бы стать связующей нитью между Торговым городком и садом. Это помогло бы «объединить» их территории. В ближайшее время всё-таки нас ждёт интересный этап, когда инициативные группы предложат свои концепции развития. Вопрос в том, насколько активно включится правительство области и администрация города. Ведь от них многое зависит, например, решение вопросов с Приокским автовокзалом…

 А как же Центральный парк культуры и отдыха? Его тоже планируют всесторонне развивать.

 Моя коллега из зоологического музея МГУ недавно рассказала, что в фондах у них хранится дневник рязанского школьника Николая Кондакова. После окончания школы он учился в МГУ, защитил диссертацию и стал известным учёным, который проиллюстрировал определители и Красные книги РСФСР, СССР и РФ. Учась в школе в 20-е годы ХХ века, он, как юный биолог, вёл дневник наблюдений по Рюминой роще (впоследствии ЦПКиО). И самое интересное, что он не просто описывал флору и фауну, но и тогдашнюю, в том числе и культурную, жизнь парка. Кроме того, он делал иллюстрации и зарисовал план парка. Учитывая, что у нас есть данные о том, что было в ЦПКиО до революции и в то время, когда там была усадьба Рюмина, получается колоссальный исторический пласт. Если его использовать, можно создать уникальное во всех смыслах место. Хотя есть вариант организации современного парка без опоры на его богатое наследии, но тогда некоторые его социокультурные функции потеряются. Поэтому я убеждён, что надо опираться на наследие, связанное с тем или иным местом или объектом. Ведь благодаря этому люди смогут почувствовать, что они тоже часть истории.

 Недавно появилась новость, что там передумали ставить колесо обозрения…

 Колесо, к слову, – тоже часть истории парка. Я родился в советское время и ходил в ЦПКиО кататься на колесе… Поэтому я был двумя руками «за» него. А если бы в небольших надписях около аттракциона рассказали о его истории и ещё добавили старые фотографии, которые, я уверен, можно найти, появилось бы дополнительное культурное «наполнение».

 Центральный парк станет одной из площадок празднования Новогодней столицы 2020. Как вам, кстати, концепция этого проекта?

 В рамках одного из семинаров в команде президента делового клуба «Наследие и экономика» Дмитрия Ойнаса мы обсуждали организацию новогоднего отдыха в городе. Участникам семинара было понятно, что используется далеко не весь потенциал городских ресурсов по этой тематике. Например, в старом городском парке можно было бы сделать новогоднюю посадскую ярмарку. Это далеко не новый проект, но его можно сделать уникальным, наполнив нашим местным колоритом (фольклором, кулинарией, ремеслами). Для Рязани могло бы быть интересным катание на тройках. Коннозаводство для нашего региона – это большая часть исторического наследия. Проект сложный в том плане, что надо строить целую систему подготовки троек: обучать людей этой работе, особым образом подготавливать лошадей. Но после участия в катаниях на тройках, люди точно захотели бы приехать в наш город ещё раз.

Также одной из организаций – потенциальному участнику новогодней ярмарки – мы предложили сделать народную ёлку. Ведь все городские ёлки у нас наряжаются стандартно. А можно было бы украшения для одной из них сделать силами молодых художников и дизайнеров, воспитанников школ искусств и творческих студий. Пока что это всё на уровне идеи, но ее реализация внесла бы вклад в создание уникального образа города.

Нужны ли деревянные дома?

 В городе много говорят о сохранении деревянных построек. Как думаете, что нужно делать с таким наследием Рязани? Возможно ли его восстановить и поддерживать в порядке?

 В соответствии с законодательством, государство должно заботиться об этих домах, если, конечно, эти дома являются объектами культурного наследия. При этом у нас много деревянных построек, которые не являются объектами культурного наследия, но однозначно заслуживают того, чтобы быть сохранёнными. Пример – дом на Полонского, 15. Это простая жилая постройка, данных об исторической ценности у меня нет. Но дом находится в историческом центре Рязани, на туристическом маршруте. Если его отреставрировать, то вполне можно использовать как культурное пространство. Но, естественно, для этого необходима разработка социокультурного проекта, в котором должна быть и музейная, и коммерческая составляющие. Есть и другие способы сохранения. Интересный, но дорогостоящий способ – перенос и воссоздание деревянных строений в какой-то компактной части города (улицы, квартала). Конечно, все дома спасти не удастся. Но есть те, о которых следует позаботиться в первую очередь. Например, дом, где жил Циолковский с семьёй на улице Вознесенской. И на самом деле, хоть мы и говорим, что думать об этом должно государство, надо помнить, что многое всё-таки в руках общественности. Чем больше людей захотят в это включиться, тем быстрее решится проблема.

 Уже сейчас, кстати, в некоторых местах в городе есть некий диссонанс, когда рядом со старинной деревянной постройкой – современное сооружение… Как это влияет на общий облик города?

 Это напрямую связано с работой архитекторов и урбанистов, потому что есть много способов и хороших примеров увязки современного архитектурного пространства со зданиями, которые являются объектами наследия. Плюс, когда мы говорим о каких-то разрушающихся домах, следует отделять типовую застройку от домов, действительно заслуживающих сохранения. Пример, не совсем связанный с деревянными домами, но, в определенной степени, показательный, – хрущёвки. Их много, и в архитектурном плане они не представляют собой ничего специфически интересного. Но это, в то же время, застройка определённого советского периода, периода беспрецедентного массового жилищного строительства, которое оказало колоссальное влияние на жизнь миллионов людей. Вполне возможно, что для истории мы должны оставить несколько домов, но что с ними делать? В них так же будут жить люди или они станут культурными кластерами? То же самое и с деревянными домами. Вопрос один: их сохранение – это самоцель или какой-то деятельный вклад в социокультурное пространство города? Для того, чтобы дом жил, надо его использовать, как музей, магазин, ресторан… Но это опять же требует вложений, поэтому сколько деревянных домов мы сохраним и приспособим для современного использования – неизвестно.

Привлекаем фотовозможностями

 Как вы относитесь к многоэтажной застройке? Понятно, что областной центр должен расти, но строящиеся громадины перекрывают городские виды…

 Город вынужден расширяться. Это глобальный процесс. С точки зрения экологии строительство многоэтажек по окраинам – не лучший вариант, поскольку это не в лучшую сторону меняет экологию жизненной среды: качество воздуха, загрязнение, транспортные потоки. И всё же, если говорить об архитектурном облике, то новые районы, построенные на пригородных пространствах, если они не перекрывают какой-то вид, несущественно влияют на исторический облик города. В Рязани же, да и в других городах нашей страны, есть серьёзная проблема – строительство новых зданий в зонах исторической застройки. Если, например, стоять на Соборной площади и смотреть в сторону торговых рядов на площади Ленина (Хлебная площадь), то они теряются на фоне строящихся многоэтажек. Турист, приезжая в какое-то место, хочет получить уникальную «картинку». А в итоге он получает изображение исторического здания на фоне бетонных «коробок». Так называемые фотовозможности города – это тоже важная часть привлечения туристов. Если пресловутая точечная застройка будет продолжаться такими темпами, нам скоро нечем будет их привлекать…

Есть ли сейчас социокультурные проекты, которые вы планируете продвигать или реализовывать? И легко ли их вообще воплощать в жизнь в нашем городе?

Количество семинаров и форумов, на которых активисты предлагают свои идеи, возрастает. Должен произойти качественный переход, когда в общественном сознании сформируется убеждение, что культурой мы должны заниматься постоянно так же, как политикой или экономикой. Нам нужен культурный технопарк. Это было бы место для сбора, анализа и реализации идей, способное предоставить инициативным группам ресурсы для социокультурного проектирования.

Одна из серьезных проблем Рязани в том, что мы испытываем культурное «давление» близлежащего мегаполиса –Москвы. Многие проекты московских организаций «тиражируются» в провинциальных городах, являются типовыми, стандартизированными, не учитывают уникальное местное наследие. Нужно готовить свои кадры, создавать проектные группы, которые будут работать для своего города и действительно будут опираться на местную культурную среду и запросы жителей.

Досье
Александр СОЛОВЬЁВ. Доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и кафедры социологии РГУ имени Сергея Есенина. Преподает курсы «Социокультурное проектирование общественных пространств», «Культура информационного общества», «Социальная и культурная антропология». Автор более 60 научных публикаций, в том числе по проблемам городской культуры и наследия. Член «Научно-образовательного культурологического общества» и «Российского философского общества». Куратор, эксперт и консультант социокультурных проектов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах