Примерное время чтения: 5 минут
129

Набирая высоту. За состоянием нефтепроводов ведется воздушный контроль

После полета бортоператору необходимо проанализировать еще не менее тысячи отснятых снимков.
После полета бортоператору необходимо проанализировать еще не менее тысячи отснятых снимков. АиФ

Андрей Бондаренко, бортоператор по проверке магистральных трубопроводов Рязанского районного нефтепроводного управления предприятия «Транснефть-Верхняя Волга», рассказывает о своей работе, как о чем-то обыденном. Однако вряд ли можно назвать обычным сам факт того, что место его работы — небо!

Просто взять и полететь не получится

Вот уже 20 лет он ведет воздушный контроль за состоянием нефтепроводов и нефтепродуктопроводов Рязанского подразделения «Транснефти». В день налет может достигать 1000 км.

Андрей честно признается, — никогда не мечтал об авиации. Он окончил Рязанский государственный медицинский университет, учился на факультете промышленной экологии, стал дипломированным инженером по охране окружающей среды. А маленьким мальчиком больше всего на свете грезил не самолетами и космическими кораблями, а рыбалкой с отцом.

В Рязанское РНУ Андрей Бондаренко пришел в 2000 году. В качестве служебного пассажира летал на вертолетах Ми-8, Ми-2. Понравилось! А когда через несколько лет ему предложили должность бортоператора, ни секунды не сомневался.

— Сначала необходимо было отучиться в Приволжском учебном тренировочном центре гражданской авиации, пройти серьезную медицинскую комиссию, — вспоминает он. — Получив свидетельство, отстажировался в Горьковском РНУ, приступил к работе и по сей день работаю бортоператором.

Первый свой рабочий день Андрей помнит, как сейчас.

— 2003 год, январь, нефтеперекачивающая станция «Рязань», Ми-2. Как правильно подходить к вертолету я уже знал. Познакомился с экипажем: пилотом и летающим техником. В последствии мы стали не просто коллегами, а настоящими друзьями. Пилот Виктор Степанович Кирсанов многому меня научил. Он был профессионалом своего дела, любил небо. Вышел на пенсию в 61 год. Рассказывал, что постоянно снится «ручка».

А тогда, 20 лет назад, молодой специалист Андрей обговорил с экипажем детали и полетел. Задача состояла не только в наблюдении, но и в доставке грузов, пассажиров, почты.

А потом Ми-2 морально устарели, и компания перешла на Робинсоны-44. Для грузоперевозок они не годятся, но в легкости и маневренности превосходят Ми-2.

Один день с бортоператором

Погодные условия в день беседы с нашим героем оказались нелетные. Поэтому разговаривали с ним в офисе компании. Повезло! Обычно Андрея на месте не застанешь.

— Андрей Игоревич, с чего начинается ваш рабочий день?

— С приезда в аэропорт Протасово, с медконтроля. Затем анализирую погоду в соответствии с маршрутом. Кроме меня в компании трудится еще 2 бортоператора, у каждого свой маршрут, — отмечает он. — Наши задачи: наблюдение за состоянием трубопроводов, предупреждение и ликвидация аварийных ситуаций, контроль за качеством выполнения ремонтных работ на трубопроводе. Ежедневно мы осматриваем охранные зоны, воздушные переходы через водные преграды и другие объекты. Непрерывно ведем фото и видеосъёмку при патрулировании трассы.

Бортоператор должен очень хорошо знать технологическую схему расположения трубопроводов и сооружений на трассе. В течение суток он обязан предоставить проанализированные материалы в отдел эксплуатации предприятия.

На словах все понятно. Но на деле, это постоянное напряжение и высокие нагрузки. Нефтепровод, за которым зорко следит бортоператор — это не только труба под землей. Здесь случается разное.

Несколько раз Андрей лично обнаруживал криминальные врезки. С высоты 100 метров он сумел рассмотреть на земле небольшое пятнышко метр на метр. Попросил пилота сделать вираж... Да, действительно, врезка!

Как-то поступил сигнал о падении давления на трубопроводе. Полетели искать. И нашли. Злоумышленники растянули шланг от трубопровода прямо к дороге. Видимо приехали ночью, быстро врезались, скачали нефть, сколько успели, и уехали. Но высокоточная автоматика сразу среагировала на изменение давления, врезку оперативно обнаружили и устранили.

В практике у Андрея Бондаренко бывали эпизоды, когда приходилось срочно эвакуировать с плановых ремонтных работ заболевших рабочих. Как это делать грамотно, он знает, не раз отрабатывал навыки, в том числе, на учениях совместно с МЧС.

Рабочий день бортоператора заканчивается в разное время. После полета, ему необходимо проанализировать еще не менее тысячи отснятых снимков.

— Андрей Игоревич, что больше всего нравится в работе?

— Сложно это описать словами, почувствовать надо. Мне нравится летать. Видеть с высоты, как меняется природа. Ощущать свободу и простор. Это, как в рыбалке, особое состояние души.

Дома Андрея Игоревича ждут супруга Светлана и дочь Катя. Конечно, они волнуются за своего родного человека. Но уже привыкли к его необычной профессии.

Андрея Бондаренко ценят коллеги. За многолетний добросовестный труд он награжден Почетной грамотой АО «Транснефть-Верхняя Волга», Грамотой Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

В 2023 году крупнейшей в мире трубопрововодной компании «Транснефть» исполняется 30 лет. 20 из них вместе с ней набирает высоту Андрей Бондаренко!

Екатерина Кутейникова

АО «Транснефть-Верхняя Волга»

Реклама

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах