aif.ru counter
98

На пути исправления. Как работают с трудными подростками в Рязани?

Больше интересуйтесь тем, где и с кем проводит время ваш ребёнок.
Больше интересуйтесь тем, где и с кем проводит время ваш ребёнок. © / pixabay.com

Появление трудного подростка в семьи, как показывает практика, перестаёт быть проблемой только этой семьи. Без помощи извне её не решить. Но куда обращаться? Кто может помочь справиться с подростком, а параллельно и самим родителям объяснит, какую ошибку они совершили при воспитании ребёнка? На эти и другие вопросы редакции отвечает наш гость – руководитель аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Рязани Александра Батурина. К слову, после недавних «геройских» поступков юных рязанцев поговорить было о чём.

Статистика всё лучше

— Александра Евгеньевна, прокуратура недавно опубликовала статистику подростковых преступлений за 9 месяцев. В целом, данные обнадёживающие – число подростковых преступлений всё же падает. Но это по региону. Поделитесь свежими данными по Рязани.

— Мы располагаем информацией за 10 месяцев этого года. В целом, наблюдается хоть и небольшое, но снижение уровня подростковой преступности – с 38 до 37 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— По-прежнему ли Московский район выделяется среди остальных районов по числу подростковых преступлений?

— К счастью, и в Московском районе нам удалось добиться снижения уровня подростковой преступности с 24 до 22.

— До этого он был самым неспокойным. Но почему?

— Не стоит забывать, что этот район – самый большой в Рязани по численности детского населения. Логично, что и количество преступлений там больше. Ежегодно мы стремимся к тому, чтобы снижать количество подростковых преступлений. Из года в год улучшаем статистику. К примеру, по итогам 2002 года было 343 преступления, совершённых несовершеннолетними в Рязани. В 2018 году подростки совершили 59 преступлений. Стараемся не расслабляться, а, наоборот, наращивать темпы работы. Постоянно ищем новые формы работы, чтобы эффективно бороться с негативными проявлениями со стороны подростков.

Работают на опережение

— В прокуратуре говорят об «ослаблении работы органами системы профилактики»…

— Хочу заметить, что преступления несовершеннолетних – это работа для всей системы профилактики. В эту систему входят и образовательные, и социальные, и медицинские учреждения, а также правоохранительные органы. Конечно, каждое совершённое подростком преступление – это для нас предмет тщательного анализа. Смотрим, в какой сфере он воспитывается, получает образование, изучаем особенности его поведения, проверяем, попадал ли он раньше в поле зрения учреждений системы профилактики, стоял ли на внутришкольном контроле, совершал ли раньше противоправные деяния и т.д. Отдельно смотрим, какая раньше работа с ним была проведена. Разбираемся, кто не сработал. Всё тщательно анализируем. И, конечно, принимаем меры. Даём конкретные поручения специалистам, которые работают с трудными подростками. Но стараемся работать на опережение.

— Как именно?

— Для этого ведём системную профилактическую работу с подростками на регулярной основе. В первую очередь, конечно, в образовательных учреждениях. Традиционно октябрь и ноябрь у нас – это месячник по профилактике правонарушений. Охватываем все образовательные учреждения. Непосредственно контингент учащихся подбирают сами образовательные учреждения. Ежегодно мы охватываем около 5 тыс. подростков. И это только в школах. А после идём в учреждения средне специального и профессионального образования, и там проводит профилактические беседы.

В марте и апреле мы работаем с родителями. Для этого выходим на родительские собрания. Рассказываем, в частности, об ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Наша задача – предупредить совершение подростком преступления. Но воспитывать детей – это все же обязанность родителей. О чём и напоминаем. Не всем родителям это нравится. Особенно, когда они слышат, что в школе, к примеру, их любимые дети ведут себя совсем не так, как дома. И на это надо обратить внимание. Если об этом говорят учителя, не нужно спорить и идти на конфликт. Необходимо обратить внимание на проблему и принять меры. А мы, со своей стороны, расскажем, что будет, если они не примут эти меры. Напомним и о том, как действовать в ситуации, если поведение ребёнка поменялось. Куда обращаться и т.д.

Чтобы заметили…

— А изменился ли за последние годы возраст несовершеннолетних, которые решаются или в теории могут решиться на преступление?

— Да, этот возраст снизился. Если раньше мы начинали работать с детьми 8-10 классов, то сейчас мы начинаем уже работать с 6-го класса. А порой на комиссии рассматриваем материалы на 7-летних детей. Это ещё можно объяснить тем, что раньше не было такого внимания к поступкам отдельных ребят. Родители при возникновении конфликтной ситуации решали её друг с другом, не обращаясь к помощи госструктур. А сейчас… всё чаще идут писать заявление. Просят разобраться, принять меры, наказать и т.д. Хотя некоторые конфликты можно решить, просто пообщавшись друг с другом, не привлекая помощь извне.

— Можно ли сказать, что в настоящее время трудные подростки – это далеко не всегда дети, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, что хулиганы стали появляться и во вполне благополучных и обеспеченных семьях?

— Чаще всего, конечно, трудные подростки появляются в социально неблагополучных семьях. Но внешне благополучные семьи – это ещё не показатель того, что там воспитывается благополучный ребёнок. В наше время встречаются случаи, когда во вполне обеспеченной семье ребёнок лишён родительского внимания. Порой какие-то мелкие противоправные деяния со стороны подростков как раз вызваны тем, что они таким образом требуют внимания к себе. Порой добрым поступком или хорошим поведением не привлечь внимания родителей. Наоборот, на вызывающее поведение они уже реагируют. Дети это видят и начинают демонстрировать такое поведение. Мол, поругает, но хоть заметит…

Разговаривайте с детьми

— Есть родители, которые покупают детям дорогие гаджеты – лишь бы откупиться от них…

— Это, знаете, сложная и неоднозначная тема. Родители тоже сегодня поставлены в непростые условия. Многие, чтобы заработать для семьи, вынуждены много времени проводить на работе. А после устают так, что не могут полноценно уделить внимание ребёнку. Конечно, мы напоминаем родителям, что обеспечить материальные потребности ребёнка – это ещё не значит дать ему полноценное воспитание. Мы всегда призываем пап и мам больше разговаривать со своими детьми. Порой даже советуем просто спрашивать вечером, как прошёл их день. Бывает, встречаем на такие советы негативную реакцию. Но мы то говорим с позиции своего опыта. Поэтому и даём такие советы.

— Как раз такой совет и нужен одному нашему читателю: у его соседей сын-подросток начал вести себя неадекватно: хамит взрослым, водит компании друзей домой, когда дома нет родителей, есть подозрение, что злоупотребляют там спиртным. До совершения преступления, по мнению читателя, рукой подать. В полицию обращаться – пока нет оснований. Тогда куда? И какие будут приняты меры? Учитывая, что родители бездействуют.

—Для начала, советую вашему читателю поговорить с соседями, чей сын ведёт себя вызывающе. Если не помогло, можно обратиться и в полицию, и в нашу комиссию. А мы уж тогда будем решать, что с этим ребёнком делать. В зависимости от ситуации. Если есть серьёзные нарушения, меры примем и к подростку, и к его родителям.

Вернуть к нормальной жизни 

— Кстати, недавнее происшествие на железнодорожной станции «Лесок», где подростки разгромили зал ожидания… Знаете ли о них что-то?

— Начнём с того, что все чрезвычайные происшествия, возникающие из-за противоправных действий детей, нами обязательно отрабатываются. Мы ведем мониторинг и социальных сетей, и информационных ресурсов. Конечно, случай на станции нас коснулся. Ко всем детям будут приняты меры, предусмотренные законом. А материалы, составленные полицией, мы рассмотрим на заседании комиссии.

— Раньше, помню, грозили детям, которые хулиганят, что их поставят на учёт. Получается, он и сегодня сохранился?

— Сохранился, но не все тысячи дел, что мы рассматриваем ежегодно, заканчиваются постановкой на учёт. При рассмотрении того или иного материала мы всегда изучаем личность ребёнка, ищем причину того, почему он совершил то или иное противоправное деяние, узнаём отношение самого ребёнка к его поступку, смотрим на характеристику и т.д. То есть изучаем личность. И когда мы понимаем, что с этим ребёнком необходимо работать специалистам системы профилактики, то принимаем решение о признании его «находящимся в социально-опасном положении». После начинается работа с этим подростком по его социальной реабилитации. Это определённый перечень мероприятий. Их главная цель – вернуть ребёнка к нормальной жизни, предложить ему альтернативу того, чем он раньше занимался. В частности, пытаемся увлечь какой-то социально-полезной деятельностью, предлагаем помочь в устройстве в досуговые учреждения и т.д. В этом и заключается суть нашей работы.

— Многих удаётся вернуть к нормальной жизни?

— Немало ребят задумывается о своём поведении и с ними прекращается работа. Но есть и те, кто находится под контролем до совершеннолетнего возраста.

— А сколько, кстати, в городе подростков, находящихся в социально-опасном положении?

— Таких на данный момент в Рязани – 93 человека.

От формализма к реализму

— Помочь исправить подростков должна программа наставничества, которую вы недавно запустили. Кто её придумал?

— Её придумало время. Этот проект не новый. Наставничество и раньше существовало. Мы к этой системе решили вернуться. С некоторыми новшествами пробуем внедрить её на территории Рязани. Мы постоянно находимся в поиске каких-то новых решений, которые помогут нам улучшить работу с подростками. Время быстро летит. То, что вчера было актуально, сегодня не помогает. Нужны новые решения, новые методы работы. Обновлённый под современные реалии проект наставничества – как раз один из них. 4 сентября мы утвердили положение о наставничестве на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. И эту тему сейчас активно продвигаем.

— Проект ведь уже стартовал. А есть ли уже первые желающие стать наставников?

— Да, есть. Мы не стремимся к тому, чтобы эта работа носила какой-то формальный характер. Мы хотим, чтобы это была реальная работа, чтобы наставниками были люди, которыми движет желание помочь трудным подросткам. Спасём одного ребёнка – спасём целое поколение. Призываем всех рязанцев присоединиться к нашему проекту. Массовости мы не ждём, но будет огромной победой, если мы закрепим за самыми сложными подростками наставников.

Показывают другой мир

— Схожий проект по наставничеству реализуют и в Совете отцов, и Центр профилактики социального сиротства (в школах-интернатах)…

— Наставничество – очень перспективный проект, отсюда и столько внимания к нему. Кстати, с руководителем Центра профилактики социального сиротства Натальей Цыпич мы в настоящее время реализуем совместный проект по корпоративному наставничеству «Школа хорошей работы». В нём участвуют девушки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В течение года они будут посещать профориентационные занятия по интересам. Девушки высказали свои пожелания относительно будущей профессии. Мы их учли, сформировали алгоритм работы. Они уже начали заниматься. Планируем, что в летний период они уже смогут применить приобретенные навыки.

— Многие, кстати, до сих пор не понимают, чем конкретно должен помогать наставник ребёнку. Думают, что на него придётся тратить много денег…

— Точно не надо тратить деньги, дарить подарки... Смысл наставничества в другом – наставник должен быть положительным примером для своего подопечного. А ещё должен вовлечь своего подопечного в социально-полезную деятельность. К примеру, если наставник занимается волонтёрством, он и ребёнка может познакомить с этим интересным направлением деятельности, предложить и ему стать волонтёром. А у другого наставника за плечами, к примеру, успешная спортивная карьера. Он и своего подопечного может приобщить к спорту и в целом к здоровому образу жизни. Да банально может рассказать, где у нас можно заниматься спортом. Другими словами, наставник должен делиться со своим подопечным какими-то положительными практиками, давать ребёнку установку на законопослушное поведение. Взрослый должен показать подопечному, что есть другой мир, в котором он может стать успешным.

— Кстати, о другом мире. Продолжаете ли проводить рейды?

— Обязательно. Проводим и дневные, и вечерние рейды. Они в нашей работе очень значимы. Особенно вечерние. К счастью, нельзя сказать, что у нас много нарушителей среди несовершеннолетних. Всё-таки и сами рейды приносят результат. Родители больше задумываются нам тем, стоит ли разрешать ребёнку гулять на улице в ночное время. Осознали, что это административное правонарушение. А ещё, в том числе благодаря нашим постоянным разъяснениям, приходит понимание, что совершение административного правонарушения или иного противоправного деяния не проходит бесследно и может повлиять на жизнь ребёнка в дальнейшем. В частности, при выборе профессии. 

ДОСЬЕ
Александра БАТУРИНА. Руководитель аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Рязани. Образование – высшее. В 2005 году окончила Рязанскую государственную радиотехническую академию, квалификация – специалист по социальной работе. В аппарате комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работает с июля 2007 года. С марта 2018 года назначена руководителем аппарата.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах