С какого возраста можно всерьез начинать осваивать робототехнику и программирование? Где найдут применение детские научные разработки?
Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем детского технопарка Кванториум «Дружба» Антоном Маликовым.
Знание – сила
- Антон Юрьевич, сегодня многие родители желают отдать детей заниматься в кванториум и интересуются, с какого возраста принимают, платно или бесплатно?
- В октябре 2017 года мы проводили набор детей с семи лет. В следующем учебном году, то есть с сентября 2018 года, планируется набор детей с 12 лет на бюджетной основе и с семи лет - на коммерческой.
- Есть ли очередь желающих попасть к вам на занятия? Сколько детей занимается сейчас?
- Большая часть бюджетных мест на 2018 год уже занята ребятами, желающими посещать занятия. Часть воспитанников, которые занимались в текущем учебном году, перейдут на занятия в следующем учебном году. Сейчас общая численность ребят - 850 человек.
- Как построено обучение в настоящий момент? Какие направления есть? Какие пользуются большей популярностью?
- Работа с детьми проходит в форме учебных занятий. А направления у нас следующие: робоквантум, аэроквантум, наноквантум, IT квантум, промышленный дизайн. Более всего внимание детей привлекают робототехника и IT-технологии.
- Направления выбирают сами дети? Или не обходится без влияния родителей?
- Выбор - прерогатива исключительно детей. Они всё делают сами.
Научат изобретать
- Сколько дней в неделю и часов в день занимаются ребята? На сколько лет рассчитана программа? Что вы желаете получить на выходе?
- Ребята приходят на занятия один раз в неделю и проводят здесь полтора часа. При подготовке к конкурсам и соревнованиям времени уходит в три-четыре раза больше. Конечно, программа предполагает несколько уровней обучения с разной нагрузкой и делится на модули.
Так, вводный модуль рассчитан на 72 академических часа занятий. Основная задача на этом этапе - привлечь детей к исследовательской и изобретательской деятельности, показать им, что направление интересно и перспективно. Задача педагога - через вводный модуль развить у детей те навыки, которые им потребуются в проектной работе и в дальнейшем освоении программы квантума. Дети учатся делать что-то своими руками, работать с оборудованием, выполнять задания в команде, помогать друг другу.
Углублённый модуль рассчитан также на 72 часа и предполагает специализацию по выбранному направлению, увеличение индивидуальной работы, формирование проектных команд.
Наконец, проектный модуль рассчитан на 144 часа. На этом этапе ребята вплотную подходят к разработке проектов. Затем работы представляют на региональном уровне, а авторов-победителей направляют на всероссийские и международные конкурсы и олимпиады. Самые лучшие проекты рекомендуют к внедрению на предприятиях, которые являются партнёрами «Кванториума».
- Из одного модуля в другой дети попадают автоматически?
- Для перехода на каждый следующий этап обучения необходимо пройти отбор. Ребёнок должен успешно пройти выходной контроль знаний и показать свою высокую заинтересованность в занятиях.
- Что вы рассчитываете получить на выходе?
- Основная ставка - на проектный модуль. Он рассчитан на 200 воспитанников, которые занимаются в «Кванториуме» постоянно. Именно они смогут принимать участие в решении задач промышленности региона, получать реальный опыт и знания, которые пригодятся как при подготовке в вуз, так и в будущей трудовой деятельности.
- Какой-то результат работы - конкретные разработки, проекты, оригинальные решения - уже есть?
- О конкретных разработках говорить пока рано. Сейчас дети осваивают базовый набор знаний и делают командные учебные проекты. Технопарк представляет их на всероссийских конкурсах, а также на мероприятиях внутри. 23 марта, к примеру, ребята из разных квантумов (всего более 50 кванторианцев) представляли свои прототипы проектов на Фестивале роста и партнёрства. В нём также приняли участие 13 промышленных предприятий города. В мае в технопарке пройдёт конкурс технических проектов, на котором ученики смогут защитить свои идеи перед жюри.
- Какие учебные планы на ближайшее будущее?
- В ближайшее время нам предстоит сформировать группы детей проектного модуля и запустить занятия в Hi-tech цехе.
Девочки, вас ждут!
- В основном приходят заниматься мальчики? Или для девочек тоже есть место?
- По статистике, в объединениях технического творчества занимается 95% мальчиков. При этом девочкам мы всегда рады и приглашаем их в технопарк. Хотелось бы достигнуть паритетного соотношения количества мальчиков и девочек на занятиях.
- Наверное, не каждый ребёнок может учиться в технопарке. Дети проходят какой-то отбор? Требуется ли особая подготовка?
- При наборе отдаётся предпочтение старшим школьникам, отличникам в учёбе по точным наукам, победителям и участникам олимпиад по точным наукам, участникам соревнований по робототехнике и техническому творчеству.
Есть мнение, что лишь 15% людей имеют способности в области науки и техники. Попробовать может каждый, продолжают занятия только способные и заинтересованные.
Тем, кто идёт на зачисление, крайне желательно иметь опыт занятий в объединениях технического творчества до начала занятий в «Кванториуме».
- Задачи у «кванториума» далеко идущие - решать приоритетные для промышленности вопросы. Как это выглядит на уровне Рязанского региона?
- В настоящее время мы налаживаем отношения с вузами и промышленными предприятиями. Собираем пул задач и ищем кадровую поддержку.
- Какие профессиональные перспективы для детей дают занятия в «кванториуме»?
- Практический опыт крайне важен. Фундаментальные знания в отрыве от практики крайне плохо усваиваются молодёжью. В «Кванториуме» ребята могут получить опыт и развить навыки, которые пригодятся в будущей трудовой деятельности и, возможно, на собственных предприятиях.
- Недавно шла речь о том, что обучение в детском технопарке должно давать его выпускникам преимущества при поступлении в вуз. Есть ли шанс, что идею реализуют?
- Эта инициатива обсуждалась при подписании соглашений между ведущими университетами региона и «Кванториумом». Я считаю, что идею реализовать возможно. Что и запланировано на следующий учебный год.
Досье
Антон Маликов, руководитель детского технопарка «Кванториум «Дружба».
В 2010 году окончил Рязанский государственный радиотехнический университет по специальности «информационно-измерительная техника и технологии», а также с красным дипломом - по специальности «графика».
Выпускник военной кафедры.
В 2013 году окончил аспирантуру по направлению «Приборостроение».
Многократный чемпион России в составе команды КБ «Аврора» по робототехнике.
Руководит «Кванториумом» с августа 2017 года.