Примерное время чтения: 8 минут
393

Тайны таксомоторного двора. Почему в Рязани такси проигрывают агрегаторам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и Факты-Рязань №41 10/10/2018

Что мешает нормальной работы таксистов, и как изменить сложившуюся ситуацию? Каким образом доступные тарифы снижают уровень обслуживания пассажиров? Об этом и многом другом мы беседуем с представителем общественной организации «Рязанский союз таксистов» Николаем Лавренюком.

Промысел нашего времени

Галина Горбунова, AIF.RZN.RU: Николай Георгиевич, впечатление такое, что в Рязани таксистами работают все, кому не лень. Неужели так просто получить разрешение на этот вид деятельности?

Николай Лавренюк: Разрешение на перевозку пассажиров на каждый конкретный автомобиль выдаёт региональный минтранс. В нашем городе законопослушные таксисты составляют около 20 % из примерно 10 тысяч людей, которые занимаются извозом. Остальные 80 % — «временщики». Они работают на так называемые службы заказа, в народе - «агрегаторы». Будучи юридическими лицами, агрегаторы не являются перевозчиками и не подпадают под действие профильных законов, постановлений и приказов. Задача служб заказа — связать водителя и пассажира. К сожалению, это посредничество имеет свою незаконную сторону. Водитель такси, предоставляя услугу потребителю, имеет право самостоятельно устанавливать её стоимость. Но по факту тариф устанавливает посредник. Причём такой тариф, который не позволяет полноценно работать законопослушным представителям профессии.

— Получается, что водители, которые работают на службы заказа, официального разрешения от минтранса на работу не имеют?

— Совершенно верно, в большинстве своём - нет. Служба заказа не проверяет наличие разрешения. Главная цель этой организации — заработать на объёмах. Чтобы зарегистрироваться в базе данных службы, достаточно иметь права, свидетельство о регистрации автомобиля и номер мобильно телефона. А те, кто имеет разрешение, обязаны каждый день проходить мед- и техосмотр и получать путевой лист. Это хлопотно и затратно. А значит, не выгодно. Сегодня количество действующих разрешений в регионе чуть более 2 300, а три года назад было около 5 тысяч.

— Значит, многие водители «клюют» на возможность быстрого и ни к чему не обязывающего заработка...

— Быстрого и ни к чему не обязывающего — только на первый взгляд. Рассмотрим ситуацию подробнее. Примерно 50 % наёмников службы заказа имеют основную профессию и выходят на маршрут в выходные или по утрам и вечерам - на пару часов, до и после работы. В среднем за час водитель может отработать два заказа, поэтому больших объёмов не имеет. Другие 50 % составляют люди, в силу обстоятельств лишённые основного источника дохода. Как правило, они арендуют автомобиль и целенаправленно занимаются перевозкой пассажиров. Правда, выдерживают на такой работе три-четыре месяца. Почему? «Пахать» приходится от 12 до 16 часов каждый день.

Арифметика проста. Средняя цена аренды авто – 1 200 рублей в сутки. Суточная стоимость бензина — около 600 рублей. Средняя цена за заказ — 150 рублей. Чтобы окупить затраты, нужно отработать как минимум шесть часов. Чтобы заработать — ещё столько же, а то и больше. Свой автомобиль ситуацию не спасает, поскольку сумма за амортизацию примерно равна стоимости аренды.

Кстати, те, кто пользуется услугами служб заказов, могли заметить, что на вызов иногда приезжают старые, грязные, абсолютно некомфортные машины. Это не случайность. Таксист-нелегал размышляет так: какой тариф - такое и авто. А дорогое, комфортное и не окупится.

Довезет, если повезет

— Ясно, что с точки зрения безопасности более благонадёжны «официальные» таксисты. Машина застрахована, технически исправна. Водитель гарантировано адекватен.

— Дело не только в этом. «Официальный» таксист не работает по 14 часов в сутки без выходных. Такая нагрузка неблагоприятно сказывается на качестве работы и может привести к непредсказуемым последствиям. По неофициальной статистике, ДТП с участием такси в Рязани случаются еженедельно. Однако эти происшествия не на виду, поскольку работают в основном нелегалы. Идентифицировать их не представляется возможным.

— Кто же несёт ответственность перед пассажиром, пострадавшим в таком ДТП?

— Как правило, водитель. Служба заказа в таком случае устраняется от конфликта, позиционируя себя в качестве информационной службы. Хотя иногда не отказывается от показательных компенсаций, исключительно в рекламных целях.

Фото: АиФ-Рязань

— А «шашкам» на бортах сегодня можно доверять?

— В большинстве случаев «шашками» пассажира вводят в заблуждение. Так, 70 % машин, работающих на одну из трёх служб заказа, представленных в Рязани, маркированы «шашками», но разрешения на предоставление услуги не имеют. Поэтому внешнему виду машины доверять не стоит. Лучше попросить водителя показать разрешение. Также с официальным списком перевозчиков и автомобилей, на которые получено разрешение, можно ознакомиться на сайте регионального минтранса.

Хочу — еду, хочу — нет

— Работа официального перевозчика предполагает наличие диспетчерских служб. Какая ситуация сегодня в Рязани? И чем диспетчерская служба отличается от службы заказа?

— Диспетчерская служба входит в структуру организации и предполагает наличие трудовых отношений с руководством и с водителями. В Рязани диспетчерскими службами располагаю всего три организации. Остальные давно отказались в силу того, что содержать их теперь достаточно накладно. Но по факту трудовых отношений с водителями уже не наблюдается и у последних «могикан».

— Вызов через службу заказа не гарантирует того, что машина приедет. Иногда нет желающих обслуживать заданный адрес. А как работает официальное такси?

— К сожалению, сегодня каждый водитель пытается найти наиболее выгодный заказ. Поэтому гарантий не даёт никто. Агрегаторы добились своей цели: большого объёма заказов за счёт снижения стоимости поездок (агрегаторы могут понижать стоимость до бесконечности, ведь у них нет затрат на покупку автомобиля, его обслуживание и т. д.). Поэтому в разы увеличилось количество желающих «ездить на такси в булочную».

Службы разные нужны

— Таксисты сегодня говорят о монополизации рынка службами заказа. Тарифы, ими установленные, не дают работать адекватно. Что предпринято, чтобы изменить ситуацию? И, самое главное, какова позиция антимонопольной службы по этому вопросу?

— Мы пытались протестовать классическим способом. Но бойкот заказов от агрегаторов членами нашей общественной организации погоды на рынке не может сделать. Помочь нам не смогли ни региональный минтранс, ни прокуратура. Наконец, наша организация обратилась в региональное УФАС России с просьбой разобраться в ситуации. Оказалось, что деятельность служб заказа подпадает под статью 11 закона «О защите конкуренции», запрещающую координировать экономическую деятельность путём установления цен и тарифов. Однако рассмотрение дела не привело к ожидаемому результату. По нашему мнению, на местном уровне анализ провели, отступив от процедуры, установленной Федеральной антимонопольной службой России.

Мы подали апелляцию в ФАС России и 23 октября ожидаем её рассмотрения с надеждой, что порядок на региональном рынке услуг такси всё-таки наведут. При положительном исходе это будет первый прецедент в масштабах России.

— Можно сказать, что вы выступаете за ликвидацию служб заказа?

— Вовсе нет. В настоящий момент такие службы нужны, поскольку структура сервиса изменилась, кстати, во многом «благодаря» этим самым службам, и есть необходимость каким-то образом соединять пассажира с перевозчиком. Мы за то, чтобы установка тарифов на перевозку пассажиров стала привилегией перевозчика. Кроме того, службы следует обязать регистрировать в базе данных только водителей с разрешением на оказание услуг.

Кстати, недавно на рассмотрение Государственной Думы представили законопроект «О такси», который, честно скажем, далёк от совершенства. Но в нём, по крайней мере, будет закреплено понятие «служба заказа» и ответственность за сотрудничество с водителями-нелегалами. Наша общественная организация имеет возможность предложить более актуальные поправки. Правда, они настолько принципиальны, что могут вылиться в новый законопроект.

— Наконец, заключительный вопрос: сегодня профессия «таксист» предполагает умение довезти клиента до конечного пункта или нечто большее?

— Конечно, от таксиста требуется не только умение крутить баранку и знание города. Нужно иметь навыки профессионального общения с пассажирами, обладать терпением и доброжелательностью. Однако практика показывает, что именно с этим дела сегодня обстоят сложно. В числе главных причин - низкие тарифы за проезд, при которых водителям часто приходится сталкиваться с завышенными требованиями к уровню обслуживания. Со своей стороны пассажиры, не зная всей подноготной, считают нормальным предъявлять претензии. Поэтому и тем, и другим стоит пожелать быть взаимно вежливыми.

Досье

Николай Лавренюк, председатель Совета общественной организации «Рязанский союз таксистов». Возглавляет «Рязанский союз таксистов» с момента его образования в июне 2017 года. Стаж работы в профессии —10 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах