Примерное время чтения: 5 минут
1185

Что будет с мостом? В Рязани началась реконструкция сооружения у цирка

К работам по реконструкции Астраханского моста подрядчик приступил в начале этой недели. Работы предстоит много. И, увы, придётся терпеть неудобства… 

Тем не менее, проект значимый для города. Во-первых, он наконец-то соединит две части Лыбедского бульвара. Во-вторых, возможно, во время реконструкции вскроются подробности исторического прошлого Рязани, о которых ранее никто не знал.

Могли бы быстрее…

О том, что мост нужно переделывать, заговорили3 ещё в 2018 году. Тогда провели предпроектное исследование, которое показало, что реконструкция данного сооружения необходима. Мост решили делать арочным, двухпролётным, грунтозасыпным.

И вот наконец-то приступили к делу. Подрядчик найден, работы уже начались. Как рассказали в пресс-службе администрации Рязани, со 2 сентября участок стали готовить к будущим работам. Тогда же занялись финальными согласованиями технической документации, а также закупкой материалов.

Стоимость проекта по контракту – почти 175 млн рублей. Как указано в документах на портале госзакупок, выполнение всех работ будет происходить в два этапа. Первый – с момента заключения контракта и по 15 декабря этого года. Второй – с 16 декабря по 31 июля 2021 года. То есть мост сдадут в эксплуатацию только следующим летом.

– На самом деле, я предполагал, что проект сделают куда быстрее, – поделился экс-министр транспорта региона Шаукат Ахметов. – Можно было в январе-феврале провести конкурс, за март-май вынести коммуникации, а за три летних месяца выполнить все строительные работы. Эти сроки реальные.

На сроки работ обращает внимание и председатель Рязанской организации Союза архитекторов России Вячеслав Макаров. По его словам, приступать осенью и зимой к строительству – не лучшее решение. Так делать приходится, вероятно, из-за того, что городские улицы перекрывали из-за ремонта теплосетей и дорожного полотна на нескольких участках сразу. Если бы в список этих участков попал ещё и Астраханский мост, областной центр встал бы в одну большую пробку…

– К огромному сожалению, опять опытные архитекторы и градостроители не привлекались администрацией города для обсуждения задания на разработку проекта реконструкции моста, который не является памятником, но мог бы им стать в новом архитектурном облике. Двухарочный проект моста получился явно дорожным, без видимых архитектурных новаций, – сказал Макаров и добавил, что мост можно было бы сделать более эффективным, с дополнительными помещениями для обслуживания бульвара и так далее. – Эти принципиальные решение уже, увы, не пересмотреть, но к обсуждению деталей проекта всё же мы хотим вернуться в ближайшие дни, пока ещё можно что-либо поправить.

Кто знает, что внутри?

Центр города будет, по сути, без моста почти целый год. При этом уже сейчас тротуар со стороны Почтовой закрыли для пешеходов. В дальнейшем мост станет недоступным для автомобилистов: с 20 сентября, предположительно, подрядчик уже начнёт ремонт. Соответственно, мост придётся закрыть для проезда автомобилей. Работу общественного транспорта на это время также поменяют. Как именно – станет известно позднее.

– Подрядчику нужно быть внимательнее с коммуникациями, – добавил Шаукат Ахметов. – Кроме того, нужно оперативно поработать археологам. Потому что задерживаться из-за исследовательских работ будет нельзя.

К слову, археологи уже вовсю готовятся к тому, чтобы начать свои исследования в этом месте. Астраханский мост – это уникальное историческое сооружение, которое, вероятно, хранит в себе то, что никогда ранее не было известно о прошлом Рязани.

Как рассказал археолог Василий Конов, благодаря архивным планам города, известно, что до 1780-х годов мост в этом месте не существовал. Впервые сооружение отмечено на регулярном плане города лишь в 1780 году, когда по указу Екатерины II в Рязани решили устроить перепланировку всей городской структуры. В 1782 году построили деревянный мост, а в 1785 – каменный, 50 метров в длину.

– Его в документах называют Лыбедским, Большим Каменным, Астраханским и даже Гимназическим, – перечислил Василий Конов. – Мост не раз ремонтировали, а в 1849-1850-е построили новое сооружение. Мост увеличился практически в два раза. Он стал шириной 11 метров и длиной 90 метров. Он состоит из каменной арки с ростверками и земляной дамбы-насыпи.

Тот мост, который есть в Рязани сейчас (пока что), – это как раз объект, появившийся в середине XIX века. Археологи предполагают, что при его строительстве в земляную дамбу могли включить элементы предыдущего моста. Кроме того, реконструкция Лыбедского моста позволит археологам провести исследования на территории на границе сразу четырех «частей» Переяславля-Рязанского: Острога, Ямской, Новочёрной и Архиерейской слобод.

– Неизвестно, что находится в составе старинной дамбы и под ней. Если там будут исторически-ценные конструкции, мы постараемся их сохранить, – сказал Василий Конов. – При этом понятно, что дорогу перенести невозможно, поэтому мы не остановим строительный процесс. Но сохранить отдельные элементы старого моста в музеях и зафиксировать полную информацию о данном инженерном сооружении – наша первостепенная задача.

По словам археолога, все полученные сведения в дальнейшем смогут стать источником для визуализации моста в виртуальном пространстве. Все археологические работы уже согласованы. Их разрешили проводить ещё на этапе разработки проекта реконструкции. В ближайшее время, когда подрядчик приступит к демонтажу, археологи начнут свои исследования.


Комментарий

Руководитель туристско-образовательного проекта «Я вам покажу» Ксения Паначёва:

– Проход под мостом однозначно нужен. Станет куда удобнее перебираться с одной части Лыбедского бульвара на другую. Сейчас это делать неудобно: нужно сначала подняться, затем снова спуститься. Для пожилых людей и людей с детьми это порой крайне сложно.

Кроме того, проход позволит закольцевать Кремль с улицей Почтовой. Туристы смогут выходить из Кремля, идти через Новослободский сквер к цирку, затем – через бульвар к пересечению с улицей Горького и оттуда – на Почтовую. Маршрут получается отличный.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах