Примерное время чтения: 9 минут
392

Виртуальные проблемы. Как защитить детей от троллинга и травли в Интернете

Без правильного виртуального воспитания большинство детей будет видеть соцсети как мир беспорядков, безнаказанности, анонимности, в котором можно творить всё что угодно.
Без правильного виртуального воспитания большинство детей будет видеть соцсети как мир беспорядков, безнаказанности, анонимности, в котором можно творить всё что угодно. pixabay.com

Интернет и социальные сети становятся неотъемлемой частью жизни детей. Но многие родители не видят в этом проблемы. А зря. Ребята в виртуальном мире сталкиваются с такими угрозами, что потом уже только помощь профильных специалистов может помочь им вернуться в реальный мир.

Об опасностях соцсетей беседуем с учредителем и экспертом Центра защиты детей от интернет-угроз Владимиром Роговым.

Другие законы и правила

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: В интересное время мы живём, Владимир Александрович. Родители накануне Дня знаний думают не только о том, как одеть и обуть ребёнка. Многие считают, что он должен пойти в школу обязательно с новым смартфоном. Да и не самым дешёвым. Мол, иначе одноклассники засмеют. Этот момент, считаю, спорный.

Владимир Рогов: Начнём с того, что сейчас действуют совсем другие социологические законы и правила. Мы видим смену системы ценностей и авторитетов: реальные на виртуальные. Если раньше в классе дети делились, к примеру, на спортсменов, зубрил и прочих, то теперь: анимешники, геймеры, блогеры, ютуберы… А тот, у кого в профиле больше подписчиков, лайков, у кого круче гаджет, тот в почёте. Мы рекомендуем родителям изначально, преподнося ребёнку гаджет как подарок, обговаривать ряд моментов, в частности, о том, что новый гаджет – это не средство самоутверждения и развлечений, а способ коммуникации и развития.

— А нужно ли вообще покупать смартфон первокласснику? Можно же недорогим кнопочным телефоном обойтись…

— В 1-4 классах ребёнок только привыкает к школе, образовательному процессу. Происходит социальная адаптация. Развивается мышление, происходят иные важные изменения в формировании личностных и иных особенностях ребёнка. В младшей школе, мы считаем, смартфона с бесконтрольным доступом в сеть интернет вообще быть не должно. Да, достаточно кнопочного телефона. Но если родители всё-таки купили ребёнку смартфон, они должны помнить, вся информация, которая к нему поступает через этот гаджет, должна ими дозироваться и контролироваться.

Вместо «китов» – группы смерти

— Конечно, для детей смартфон – это, в первую очередь, возможность общаться со своими сверстниками. Но одно дело разные мессенджеры, совсем другое – социальные сети. С какого возраста, на ваш взгляд, можно разрешить ребёнку зарегистрироваться в соцсети?

— На наш взгляд, допуск в соцсети возможен не ранее 5 класса, но при этом родители должны обучить ребёнка первым шагам, критическому мышлению, защите персональных данных, обговорить ряд запретов и ограничений, выстроить дружественные взаимоотношения в виртуальном пространстве. Не стоит забывать, что практически все соцсети имеют возрастные ограничения на регистрацию – как правило, не ранее 13 лет. Поэтому, регистрируя ребёнка в соцсети ранее этого возраста, вы берёте на себя большую ответственность за обеспечение его безопасности.

— Некоторые в соцсетях уже с 1 класса. Наверное, зря. Расскажите родителям, с какими угрозами их дети могут столкнуться в Интернете?

– Основная опасность, с которой сталкиваются дети и подростки, — это психоразрушающий, депрессивный, суицидальный и девиантный контент.

— «Синие киты», кстати, по-прежнему активны?

— Нет, «синих китов» практически не осталось. Теперь «группы смерти» построены на продвижении околосуицидального контента и игр, связанных со смертью (уничтожением, саморазрушением).

Останавливаться нельзя

— Постоянно слышу о «борьбе с интернет-угрозами» в глобальной сети. А есть ли результат? Можно ли сказать, что угроз становится меньше или, наоборот, на месте одной закрытой деструктивной группы появляется другая?

— К сожалению, борьба с интернет-угрозами идёт больше на ликвидацию, а не упреждение. Вспомним «синих китов» – прошло более двух лет, прежде чем появились поправки в законодательство, в том числе Уголовный кодекс РФ. А сколько существовала запрещённая экстремистская организация «А.У.Е», прежде чем её запретили? Какое количество молодёжи начали разделять их идеологию?

Но и останавливаться нельзя. Центр защиты детей от интернет-угроз только завершил проект «Борьба с информационно-психологическим воздействием на детей и подростков в социальных сетях». Он реализовывался при грантовой поддержке Президента РФ на развитие гражданского общества. Основная цель проекта – развитие общественно-государственного информационного противоборства с новыми видами контента и интернет-сообществами, наносящими вред здоровью и развитию несовершеннолетних.

В ходе реализации проекта эксперты НКО, по запросам организаций, заинтересованных в информационном противоборстве и правоохранительных органов, провели 30 экспертиз информационной продукции, в основном пабликов популярной сети «Вконтакте». Сообщества содержали контент, прямо не относящийся к противоправному, вместе с тем содержали информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. Всего было проанализировано 66 сообществ, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. А ведь на них подписано не менее 19 058 626 несовершеннолетних. Сейчас, согласно договорённостям с заказчиками, по результатам проведённых экспертиз они самостоятельно принимают меры к блокировке сообществ, что является частью мер по информационному противоборству.

Насколько серьёзна и необходима эта работа, можно судить хотя бы по такому факту. В рамках гранта мы проводили четыре посмертные экспертизы аккаунтов детей, покончивших жизнь самоубийством на предмет обнаружения информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Данные виды экспертиз применялись впервые в следственной практике. Во всех четырёх аккаунтах был выявлен большой массив запрещённой информации, которую дети получали незадолго до совершения самоубийства. Во всех без исключения материалах имели место подписки на группы (сообщества) с психоразрушающим, депрессивным, девиантным и околосуицидальным контентом.

Не все родители прислушиваются

— Дети в школах, увы, по-прежнему нередко сталкиваются с троллингом со стороны в том числе одноклассников. О проблеме пишут из года в год. Неужели её никак не решить?

— Как правило, школьный троллинг и кибербуллинг возникают от недостатка виртуального воспитания детей и подростков. По результатам наших опросов, большинство детей видят соцсети как мир беспорядков, безнаказанности, анонимности, в котором можно творить всё что угодно.

— Наверное, не было бы вообще никаких угроз в Интернете, никакого троллинга, не было бы у нас с вами этого интервью, если б родители уделяли должное внимание своим детям. Ведь последние часто «прячутся» в соцсетях как раз на фоне нежелания пап и мам с ними заниматься. Уверен, на встречах с ними эта тема — одна из главных. Но слышат ли родители вас?

— После наших встреч с группами родителей многие обращаются за персональными консультациями. К счастью, слышат. Но некоторые считают, что виртуальные проблемы не касаются их ребенка. А зря.

Бороться в одиночку нет смысла

— Проблемы, которыми вы занимаетесь, надо признать, носят глобальный характер. Центру их в одиночку не решить. Необходимо сотрудничество других структур, в том числе правоохранительных. А если это сотрудничество? Идут ли вам навстречу в желании обсудить и решить проблему Интернет-угроз?

– Без сотрудничества такая работа невозможна. Все эти годы мы работаем с самыми разными структурами. В зависимости от проводимой работы налажены связи с правоохранительными ведомствами. Например, эксперт в своей работе сталкивается с информацией, требующей немедленного реагирования – ребёнок готов совершить непоправимое. Соответствующая информация незамедлительно направляется в правоохранительные органы для принятий мер. В нашей практике были случаи, когда детей в прямом смысле снимали с крыши.

Ещё один вопиющий случай, когда в результате слаженной работы педагогов, экспертов центра и правоохранительных органов в одном из рязанских колледжей был предотвращена трагедия, подобная истории Керченского стрелка. У нас такое могло быть за пару месяцев до Керчи. Мы не первый год говорим о необходимости системной работы по обеспечению информационной безопасности детей и подростков. Когда есть мониторинг, аналитика, когда на основе полученных данных и имеющегося опыта выстраивается профилактическая работа в целом и решаются проблемы конкретного ребёнка, пострадавшего от вредоносного контента. Когда мы отрабатывали эти методики в рамках реализации ещё первого гранта при поддержке Фонда президентских грантов, статистика негативных явлений в подростковой среде резко пошла вниз.

В Рязанской области, кстати, буквально на днях стартует проект при взаимодействии с ещё одной некоммерческой организации. Вместе с Центром социальной помощи «Доброе дело» мы будем участвовать в реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование. Наша задача – оказывать консультационную поддержку родителям в рамках компетенций Центра защиты детей от интернет-угроз. Мы будем консультировать родителей по вопросам информационной безопасности детей. Родителям будет доводиться информация об актуальных угрозах и способах противодействия на базе практического материала. В ходе консультаций родители обучаются основам аналитической работы в социальных сетях, способам разрешения наиболее популярных ситуаций, с которыми сталкиваются их дети.

Отдельная тема – особенности поведения детей и подростков в виртуальном пространстве и приёмам, как наладить виртуальные взаимоотношения. Так же как и консультации по аккаунтам конкретных детей. Записаться на консультацию можно, прислав заявку на электронную почту Центра защиты детей от интернет-угроз info@child_security.сом или на нашем сайте, заполнив форму обращения.

— Кстати, к своей работе привлекаете волонтёров? Если да, требуется ли вам какая-то дополнительная помощь? Куда звонить людям, которые захотят к вам присоединиться на общественных началах?

— Подавляющую часть работы проводят аккредитованные эксперты. Но мы будем рады, если нам будут помогать волонтёры.

ДОСЬЕ
Владимир РОГОВ. Учредитель и эксперт Центра защиты детей от интернет-угроз. По данному направлению деятельности работает сразу в нескольких регионах России. Является также постоянным участником экспертных групп федеральных и международных СМИ по избранному направлению деятельности. С декабря 2017 по август 2018 являлся руководителем проекта «Школа современности «Безопасное детство» при грантовой поддержке Президента РФ. Аккредитованный эксперт по информационной продукции в составе НКО. С июля 2019-го по август 2020-го в качестве эксперта участвовал в реализации проекта «Борьба с информационно-психологическим воздействием на детей и подростков в социальных сетях» при грантовой поддержке Президента РФ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах