Примерное время чтения: 14 минут
313

Николай Любимов: Рязанская область уверенно наращивает экспортный потенциал

В среду, 22 сентября, на площадке Академии тенниса им. Н.Н. Озерова стартовал IV Деловой форум «Дни международного бизнеса в Рязанской области».

Главная цель форума – дальнейшая популяризация мер государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий региона, способов повышения эффективности поиска дополнительных рынков сбыта и распространения знаний о правилах ведения экспорта в современных условиях.

В очном формате участие в работе форума приняли около 500 человек. В их числе представители экспортно-ориентированных предприятий Рязанской области, субъекты малого и среднего предпринимательства, центральных исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований. Кроме того, среди участников – представители зарубежных государств (послы стран Африки и СНГ, бизнесмены), инфраструктуры поддержки экспорта.

Программа форума рассчитана на два дня. 22 сентября прошли страновые «круглые столы», посвящённые обсуждению практических вопросов выхода рязанских компаний на рынки Казахстана, Узбекистана, Республики Беларусь, Германии, Франции и стран Африки. Почему именно эти страны? Организаторы объяснили, что выбор государств для проведения «круглых столов» обусловлен опытом взаимных торговых отношений и перспективами дальнейшего развития.

Наш бизнес ждут в Узбекистане

К примеру, крайне привлекательным для рязанского бизнеса в настоящее время является Узбекистан. «Круглый стол», посвящённый перспективам работы наших компаний в этой стране, собрал много участников. В их числе торговый представитель РФ в Узбекистане Андрей Мокроусов, чрезвычайный и полномочный Посол Республики Узбекистан в РФ Ботиржон Закирович Асадов, а также представители крупных розничных сетей этой страны «Корзинка» и «Макро». Модератором встречи выступил гендиректор ООО Консалтинговая компания «Деларей», исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров, главный редактор Единого информационного портала «Экспортеры России» Юрий Шурыгин.

Чрезвычайный и полномочный Посол Республики Узбекистан в РФ Ботиржон Закирович Асадов Фото: Правительство Рязанской области

Обсудить было что. Только в 2020-2021 годах суммарный объем экспорта из Рязанской области в Республику Узбекистан превысил $11,7 млн. Наибольшая доля в структуре экспорта приходится на вакцины для людей, кровельные материалы, двери и рамы, изделия из асфальта. А в конце 2021 года представители рязанских компаний с бизнес-миссией побывают в Ташкенте - в первой декаде ноября запланировано открытие там мобильного шоу-рума продукции предприятий Рязанской области.

«Узбекистан – важный торговый партнёр для Рязанской области», - сказал заместитель председателя правительства Рязанской области Дмитрий Филиппов. – Это очень интересная и перспективная страна. Мы планируем и дальше развивать сотрудничество с ней».

Помочь в этом пообещал чрезвычайный и полномочный Посол Республики Узбекистан в РФ Ботиржон Закирович Асадов. По его словам, недавно у них приняли госпрограмму по развитию мебельной промышленности. «Это очень большая возможность для российских и, в частности, рязанских компаний принять в ней участие. Планируем мы развивать и электробытовую отрасль, и производство сельхозтехники. И в этих сферах мы могли мы наладить сотрудничество. Да много самых разных направлений, - сказал посол. – Можно наладить и общение между нашими регионами. Возможностей, подчеркну, много. Было бы желание. А оно, судя по настрою руководства Рязанской области, есть».

Рязанские компании, которые собираются выходить на рынок Узбекистана или уже это сделали – делают правильный шаг.

Как выяснилось, многие российские регионы сегодня пытаются выйти на рынки Узбекистана. Об этом рассказал главный специалист-эксперт Торгового представительства Российской Федерации в Республике Узбекистан Павел Толмачёв. По его словам, в этой стране произошли большие институциональные изменения, значительно либерализировано законодательство, серьёзными темпами идёт цифровизация, расширяются практики создания свободных экономических зон, разрабатываются стратегии развития. «Рязанские компании, которые собираются выходить на рынок Узбекистана или уже это сделали – делают правильный шаг, - сказал Павел Толмачёв. – Это страна, в которой растёт ВВП, в которой ждут российские товары». И которая, кстати, активно поставляет свои товары на российский рынок, включая текстиль, продукцию сельскохозяйственного назначения, химические продукты и т.д.

По словам, Павла Толмачёва, торговля Рязанской области и Узбекистана примерно паритетная. То есть в Рязани продукция Республики Узбекистан востребованы точно также, как рязанские продукты в этой стране, - уточнил главный специалист-эксперт Торгового представительства Российской Федерации в Республике Узбекистан. – И точно могу сказать, что наши продукты, включая рязанские, очень ценятся в республике».

Местные предприниматели никогда не торопятся подписывать документы, даже если дело явно выгодное. Перед принятием решения им надо обязательно пообещать с потенциальным партнёром, наладить личный контакт.

Рязанским компаниям Павел Толмачёв дал ценный совет: «Узбекское построение бизнеса имеет свои особенности. Местные предприниматели никогда не торопятся подписывать документы, даже если дело явно выгодное. Перед принятием решения им надо обязательно пообещать с потенциальным партнёром, наладить личный контакт, - поделился специалист. – Подробнее обо всех нюансах сотрудничества мы расскажем, если у вас будет желание выйти на узбекский рынок»,

Всё увереннее на международном рынке 

Сразу после «страновых» круглых столов состоялось пленарное заседание форума. Его модератором выступила известная телеведущая Ирада Зейналова.

Фото: Правительство Рязанской области

Участие в пленарной сессии приняли губернатор Рязанской области Николай Любимов, чрезвычайный и полномочный Посол Республики Узбекистан в РФ Ботиржон Закирович Асадов, чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Кения в РФ Огуту Бенсон Генри Оума, чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Уганды в РФ Олва Джонсон Агара, чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Демократической Республики Эфиопии в РФ Аргау Алемайеху Тегену, исполнительный директор компании GMELMESGROUP, Эфиопия &GULFINGOTFZS., ОАЭ Элиас Джемаль Волде, а также директор по цифровой трансформации, финансам и взаимоотношениям с государственными органами ООО «Рельеф-Центр» Сергей Воробьев.

Открыл пленарное заседание глава региона Николай Любимов: «Рад приветствовать всех на главном ежегодном международном событии Рязанской области. И гостей, специально приехавших к нам за тысячи километров. И рязанских предпринимателей-экспортеров: вас становится все больше, и это – здорово. А также всех своих коллег из институтов развития бизнеса. Их задача – создание условий для успешного экспорта в регионе, вовлечение бизнеса в этот вид деятельности.

Губернатор выразил уверенность, что форум будет результативным. По его словам, биржа контактов принесёт взаимовыгодные контракты или перспективные знакомства. «Наши иностранные гости ближе познакомятся с рязанскими предприятиями и нашими экспортными ресурсами. А рязанские экспортеры-практики присмотрятся к дополнительным возможностям для роста поставок за рубеж», - сказал Николай Любимов.

В целом регион, по словам губернатора, достаточно уверенно развивается в направлении наращивания внешнеэкономических проектов. Формальными показателями является исполнение мероприятий национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Хорошими темпами идет работа по внедрению параметров Регионального экспортного стандарта два точка ноль. По отдельным категориям товаров рязанский регион устойчиво лидирует в экспорте в мировом масштабе. Это кровельные материалы, минеральная вата, кожи и кожевенный полуфабрикат, измерительные приборы различного назначения, полированное стекло и нелегированное олово.

«Мы хорошо прибавляем и по представительству рязанской продукции в макрорегионах. С начала года в числе наших торговых партнеров появились такие страны как Доминика, Руанда, Непал, Оман и Намибия», - рассказал Николай Любимов. - Пандемия подтолкнула нас к более активному использованию возможностей международных маркетплейсов. Торговать на базе электронных ресурсов начали несколько десятков рязанских компаний. Но обстоятельства позволили нам вернуться к организации бизнес-миссий. Личные встречи, общение, прямые переговоры приносят лучшие результаты. Для продвижения рязанской продукции мы вновь широко используем международные выставочные площадки».

Мы хорошо прибавляем и по представительству рязанской продукции в макрорегионах. С начала года в числе наших торговых партнеров появились такие страны как Доминика, Руанда, Непал, Оман и Намибия.

В этом году в области разработали и реализовали новый для всех формат выставок продукции региональных производителей би ту би. Первый шоу-рум уже открыт в Алматы. В шоу-руме, в том числе, представлены новые категории товаров, с которыми регион только начал выходить на экспорт. Это термостаты, оборудование для кондитерской промышленности, поликарбонаты, ферменты и ферментные препараты, гибочные и правильные машины, кондиционеры, электрогенераторные установки.

«Сегодня уже могу сказать, что в первой декаде ноября наш шоу-рум переедет в Ташкент. В Узбекистан. Мы надеемся на плодотворную работу на вашей земле, Ботиржон Закирович», - обратился к чрезвычайному и полномочному послу Республики Узбекистан в РФ Николай Любимов.

Наши конкурентные преимущества

Губернатор в своём выступлении обратил внимание на важность работы в форуме зарубежных делегаций. «Это огромный плюс. В экспортном процессе должно быть выгодно и удобно обеим сторонам, - сказал Николай Любимов. - Перед пленарным заседанием прошли страновые «круглые столы». Наши уважаемые гости и рязанские предприниматели обсуждали все нюансы оптимальных форматов сотрудничества. Завтра состоится биржа контактов. Еще более детальная, конкретная проработка экспортного взаимодействия».

Фото: Правительство Рязанской области

К слову, за последние полтора года более 400 рязанских предприятий вышли на сотрудничество с Рязанским центром экспорта. «Это хороший показатель. Но если проанализировать суть запросов, то станет очевидно, что чаще всего им требуется точечная помощь. Например, предприятие хочет принять участие в выставке или бизнес-миссии. При этом у него нет ни каталогов, ни рекламной продукции на иностранном языке. То есть, речь идет об отсутствии у компаний стратегического планирования экспортного развития. Каждому экспортеру необходимо полноценноесопровождениена протяжении всего периода реализации экспортного проекта. Даже уже матёрым экспортерам. И это отдельный пласт работы по созданию для каждого предприятия «индивидуальной дорожной карты», - обратил внимание губернатор.

Он также напомнил об успехах в открытии аккаунтов рязанских предприятий на международных маркетплейсах: «Считаю необходимым расширить это направление. И вместе с тем упростить для бизнеса доступ к такому формату экспортного продвижения. Я имею в виду создание единой региональной витрины продукции рязанских товаропроизводителей на популярных электронных торговых площадках. Или – открытие собственного рязанского маркетплейса. Так или иначе, но с экспортно ориентированных предприятий нужно снимать и финансовую нагрузку, и решение вопросов с администрированием электронной торговли. Создавать для них все возможности расширять географию и объёмы поставок».

«Экспортерам нужна поддержка и с поиском покупателей за рубежом. Сейчас большинство предприятий делают это сами или обращаются в Рязанский центр экспорта, что, конечно, гораздо правильнее. Но есть и вторая сторона: иностранные покупатели. Они тоже ищут, но определенный товар. С этой целью также обращаются в различные организации поддержки экспорта со своими запросами. Процедуру обоюдного поиска нужно максимально упростить. А именно, создать агрегатор предложений экспорта, с одной стороны, и запросов на экспорт, – с другой, - предложил Николай Любимов.

Экспортерам нужна поддержка и с поиском покупателей за рубежом. Сейчас большинство предприятий делают это сами или обращаются в Рязанский центр экспорта, что, конечно, гораздо правильнее.

И, пожалуй, самый главный вопрос. Это кадры. «Я много бываю на предприятиях, общаясь с руководителями, знаю, что грамотные сотрудники – буквально на вес золота. И особенно по внешнеэкономической деятельности. В зоне региональной экономики по данным аналитического исследования нашего центра экспорта специалисты именно этой отрасли являются сейчас самыми востребованными. При этом к 2025 году прогнозируется двукратное увеличение потребности в этих кадрах, - обратил внимание губернатор. - Это реальная тема для обсуждения и принятия соответствующих решений в наших вузах, готовящих таких специалистов».

Отдельной проработки требует вопрос с курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров данной категории. А также запуск региональной школы экспорта, в которой студенты-старшекурсники и сотрудники предприятий малого и среднего бизнеса могли бы черпать знания. Изучать особенности кросс-культурных коммуникаций. Полноценно готовиться к успешному экспорту.

Бизнес – и наш, и зарубежный – по своей сути одинаков. Он очень чутко реагирует на изменения конъюнктуры, условий, и обстоятельств. Однако, есть одно существенное отличие: это меры государственной поддержки бизнеса, которые в России сегодня беспрецедентны. В этом смысле на мировом рынке у нас есть бесспорное конкурентное преимущество.

«Все те направления, которые я обозначил, прошу своих коллег взять в работу. Бизнес – и наш, и зарубежный – по своей сути одинаков. Он очень чутко реагирует на изменения конъюнктуры, условий, и обстоятельств. Однако, есть одно существенное отличие: это меры государственной поддержки бизнеса, которые в России сегодня беспрецедентны. В этом смысле на мировом рынке у нас есть бесспорное конкурентное преимущество. Так давайте использовать его полноценно и грамотно. Для выгоды каждого предприятия и региона в целом», - обратился Николай Любимов.

Надо укреплять сотрудничество

Выступили на форуме и представители зарубежных делегаций. К примеру, чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Кения в РФ Огуту Бенсон Генри Оума признался, что на рынок Рязанской области у него большие планы. «Мы хотим сотрудничать с вами, хотим инвестировать в ваш регион, - сказал посол. – Развивать взаимодействие ничего не мешает – у России и Кении хорошие политические отношения. Торговля пока не большая, но это вопрос времени. Как только организуем прямые рейсы, ситуация изменится. Отсутствие этих прямых рейсов, к примеру, мешает нам поставлять в РФ свежие цветы»,

О пока низком уровне торговых отношений в своём выступлении сказал чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Уганды в РФ Олва Джонсон Агара. «Мы исправим ситуацию. Наша страна уже начала более плотно работать даже не столько с Россией, сколько с российскими регионами. По этой причине мы и приехали в Рязанскую область. Приглашаем ваш бизнес в нашу страну. У рынка Уганды – большие возможности, а Рязани – есть что предложить».

«Наши страны должны более плотно сотрудничать, - продолжил чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Демократической Республики Эфиопии в РФ Аргау Алемайеху Тегену. – Это будет выгодно обеим сторонам. Благодарю руководство Рязанской области за приглашение на форум. Такие встречи нужны. Я наглядно убедился в сильном инвестиционном потенциале Рязанской области. Надеюсь, наладим плодотворное торговое сотрудничество. У нас хороший рынок труда, много университетов. Будем ждать вам на нашей земле»,

«Обязательно рассмотрим все варианты сотрудничества. Благодарю вас за участие в форуме. Для нас открываются действительно серьёзные возможности для прихода в другие страны, - заключил Николай Любимов.

Завершился первый день форума «»Дни международного бизнеса в Рязанской области» мастер-классом «Продажи 21 века» российского бизнес-тренера по продажам, директора по продажам GeekBrains Алексея Страхова. Продолжится форум 23 сентября, но уже в другом месте - в Точке кипения. Там пройдёт биржа контактов. Участие в ней примут представители 13 иностранных компаний из Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Эфиопии и Египта. С рязанской стороны – 35 рязанских компаний. Предполагается 120 туров переговоров.

Кстати

В 2020 году в структуре экспорта преобладали следующие группы товаров: изделия из битумных материалов, измерительные и контрольные приборы, слоистые и пористые пластмассовые пленки и листы, минеральные изоляционные материалы, низковольтная электрораспределительная аппаратура, стекло полированное, отделанная кожа крупного рогатого скота и лошадей, вспомогательное электрооборудование для автотехники, нефтепродукты, деревянные строительные изделия.

Справка

География экспортного сотрудничества Рязанской области в 2020-2021 годах не только расширяется, но и углубляется. По макрорегионам ситуация такова:

- Европа 42,2% (+36,5%);

- Страны СНГ 39,3% (+25%);

- Ближний восток и Африка 9,5% (+458,7%);

- Азиатско-Тихоокеанский регион 7% (+23,3%);

- Америка 1,5% (+155,6%)

В 2020 г новыми торговыми партнерами Рязанской области по несырьевому экспорту стали Венесуэла, Катар, Люксембург, Палестина, Боливия, Нигерия. С начала 2021 года – Доминика, Руанда, Непал, Оман, Намибия.

Наибольшие темпы роста экспорта Рязанской области в 2020 г показали Сербия, Индия, Новая Зеландия, США, Австрия. С начала 2021 г значительный прирост демонстрируют Молдавия, Словакия, Польша, Великобритания, Латвия, Израиль, Литва, Болгария, Украина, Румыния, Белоруссия, Гонконг, Казахстан, Чехия, Германия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах