aif.ru counter
182

Беречь казну. Как рязанское казначейство помогает региону

Управление Федерального казначейства по Рязанской области / АиФ-Рязань

Несколько лет назад в СМИ много писали о том, что в 2017 году грядет реформа Федерального казначейства. И вот этот год уже наступает. Будут ли какие-то изменения в работе финансового ведомства? И чем оно сегодня занимается? Обо всем этом рассказал в интервью RZN.AIF.RU руководитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области Юрий Карпов.

Чьи кредиты выгоднее

— Юрий Борисович, думаю, многие наши читатели не совсем понимают специфику вашей работы. А ведь казначейство выполняет важные государственные функции. В чём они заключаются?

— Ключевая, но не единственная функция казначейства — кассовое обслуживание исполнения бюджетов. То есть операции со средствами всех бюджетов учитываются на счетах его территориальных органов в каждом субъекте Российской Федерации. Наше Управление ведёт более 5 тыс. лицевых счетов, открытых 2031 организацией всех уровней бюджетов.

Казначейство организовало и обеспечило управление ликвидностью единого счёта федерального бюджета, выдачу бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, сопровождение государственных контрактов. Выступает оператором системы «Электронный бюджет», обеспечивает дополнительные поступления в федеральный бюджет за счёт размещения свободных остатков его средств на депозитах. Ведёт операции со средствами Союзного государства, взяло на себя функции упразднённого Росфиннадзора. Разрабатывает и реализует инновационные проекты по совершенствованию казначейских процедур для более эффективного использования бюджетных средств и выполняет ряд других важных функций.

Руководитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области Юрий Карпов.
Руководитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области Юрий Карпов. Фото: АиФ-Рязань/ Управление Федерального казначейства по Рязанской области

— Участвует ли ваше Управление в повышении ликвидности единого счёта областного бюджета?

— Благодаря нашему непосредственному участию на единый счёт областного бюджета привлекается за год в среднем полтора миллиарда рублей со счетов бюджетных и автономных учреждений региона. Прогнозная экономия областного бюджета на процентных расходах, по сравнению с займом в банковской системе при средней ставке 11%, составила в 2016 году 165 млн рублей.

— Пользуются ли регион и муниципальные образования правом получать бюджетные кредиты?

— Да, это очень востребованный механизм. Управление предоставляет Рязанской области кредиты на пополнение остатков средств на счёте бюджета c 2014 года. А с прошлого года в экспериментальном порядке такое право предоставлено муниципальным образованиям. В нашем регионе бюджетные кредиты получили Рязань и Касимов в прошлом и в текущем году.

Федеральное казначейство предоставляет бюджетные кредиты на срок до 50 календарных дней по символической ставке 0,1% годовых. Преимущество по сравнению с банковскими кредитами очевидно. Наша цель — поддержка региона в максимально короткие сроки, а не получение дополнительных доходов в федеральный бюджет.

«Электронный бюджет»

— Что представляет собой казначейское сопровождение и зачем его внедряют?

— Это один из механизмов бюджетного регулирования. Юридические лица - исполнители госконтрактов, а это, как правило, предприятия и коммерческие организации, открывают лицевые счета в органах Федерального казначейства. На них под контролем нашего ведомства проводят операции со средствами федерального бюджета, предназначенными для поставки товаров, оплаты работ и услуг по государственным контрактам.

Организации не теряют возможность управлять этими суммами, но для перечисления средств должны представить в органы казначейства подтверждающие документы-основания.

Наше сопровождение повышает ликвидность единого казначейского счёта федерального бюджета, улучшает контроль целевого расходования бюджетных средств, не допускает их расходование на непредусмотренные цели (размещение на депозитах, покупку валюты для извлечения прибыли, вывод в оффшорные зоны и т.д.), как практиковалось до внедрения этого механизма, и минимизирует дебиторскую задолженность.

Министр финансов России Антон Силуанов на заседании правительства в ноябре текущего года высоко оценил механизм казначейского сопровождения.

Это нововведение позволило на счёте федерального бюджета дополнительно в ежедневном исчислении иметь 250 млрд руб. и заработать 80 млрд рублей (т.е. более 1 млрд долларов). Ни одно казначейство в мире, по оценке Международного валютного фонда, не добилось такого результата.

— В чем суть системы «Электронный бюджет», оператором которой вы назвали Казначейство России?

— Это государственная интегрированная информационная система по управлению общественными финансами. Сложный и масштабный проект, нацеленный на перевод бюджетного процесса в электронную форму и повышение его открытости и доступности. То есть деятельность органов власти от составления проекта до исполнения бюджета и контроля становится максимально прозрачной.

Могу отметить, что уже сейчас используемые в казначействе технологии позволяют очень быстро доводить информацию о состоянии финансов до самого удалённого муниципалитета в сроки, которые пока недоступны в большинстве развитых европейских стран. С внедрением «Электронного бюджета» мы должны выйти на качественно новый уровень управления государственными и муниципальными финансами.

Кроме того, Федеральное казначейство определено правительством России оператором ещё нескольких информационных систем.

Для гражданского общества наиболее интересен Единый портал бюджетной системы. Там каждый гражданин может получить информацию об устройстве бюджетной системы, о том, как и на что расходуют бюджетные средства, какое место занимает Россия в мире и международных рейтингах, а также воспользоваться предлагаемыми сервисами.

Перспективы развития

— Какие контрольные функции осуществляет Казначейство России в связи с ликвидацией Росфиннадзора?

— Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов и министр финансов России Антон Силуанов поручили Федеральному казначейству принципиально изменить исполнение функции финансово-бюджетного надзора, уделив приоритетное внимание предупреждению нарушений в бюджетной сфере. И ведомство предложило новую модель этой работы, в основе которой рискоориентированный подход. Мы анализируем и предупреждаем потенциальные риски возникновения нарушений бюджетного законодательства, устанавливаем (систематизируем) их причины, разрабатываем и внедряем новые процедуры (алгоритмы) и технологии, снижающие риски или исключающие их.

Этот подход признан приоритетным и в Послании президента России Федеральному собранию 1 декабря этого года.

Планируем синхронизировать и гармонизировать контроль со стороны Федерального казначейства и Счётной палаты, разработав единый классификатор нарушений и стандарты контрольных функций, исключив проверки одной и той же организации разными ведомствами.

Региональное Управление провело 20 проверок использования средств федерального бюджета в учреждениях Рязанской области. Кроме того, проанализировано исполнение бюджетных полномочий восьми органов внутреннего муниципального финансового контроля.

— Каковы перспективы развития казначейства?

— В рамках развития «Электронного бюджета» предполагается ввести новые подсистемы — управления закупками и другие, увеличить число пользователей.

Будут развиваться и иные информационные системы. Продолжится совершенствование казначейского сопровождения, предусмотрен переход к казначейскому обеспечению обязательств (а не только государственных контрактов), так называемому казначейскому аккредитиву. Разрабатывается концепция бюджетного мониторинга, которая позволит консолидировать источники информации о проверках, нарушениях в бюджетной сфере и обеспечить доступ к ней заинтересованным ведомствам. Планируется централизовать в Казначействе России бухгалтерский и бюджетный учёт федеральных учреждений.

В последующем такая централизация планируется и для учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В условиях современных амбициозных и сложных задач Казначейство России становится не столько кассиром, сколько экспертом и аналитиком.

Наша справка

Федеральное казначейство воссоздано Указом Президента России 8 декабря 1992 года. Это мощная платёжная, учётная, контрольная и информационная система. Она обеспечивает надёжность, устойчивость и прозрачность финансовой системы страны.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах