Почему лечебная верховая езда не доступна тем, кто больше всего в ней нуждается? И как удается решать вопрос соседним областям? Об этом и многом другом мы беседуем с профессиональным иппотерапевтом Натальей Колесовой.
Терапия движением
Галина Горбунова, RZN.AIF.RU: Говорят, лечебное общение с лошадью творит чудеса. Что же собой представляет иппотерапия?
Наталья Колесова: Лечебная верховая езда — это метод активной терапии. Когда лошадь идёт шагом, движения её спины передают седоку ту последовательность импульсов, которую он мог бы получать при нормальной ходьбе. В результате всадник с нарушениями ощущает воздействие движений, которые невозможно воспроизвести никаким другим методом. Иными словами, лошадь становится его вторыми ногами. Поэтому иппотерапия так востребована среди маленьких пациентов, страдающих ДЦП. Но не только. Занятия благотворно воздействуют на психику детей с поведенческими нарушениями и имеющих особенности развития. Через общение с лошадью ребёнок становится более чувствительным, заботливым, вынужден действовать в унисон с животным, чувствовать его настроение и через это познавать себя и собственные возможности.
- Кстати, инструктор где-то обучается, прежде чем приступить к занятиям?
- В идеале инструктор должен иметь базовое медицинское или педагогическое образование, чтобы затем пройти переподготовку. К сожалению, дипломированных иппотерапевтов у нас очень мало. Хотя специальность эта очень нужная и востребованная. В тоже время, «корочки» хоть и необходимы, но решающей роли не играют, поскольку важен опыт. Двух похожих занятий не бывает. Каждый раз нужно подстраиваться под ребёнка, чувствовать его, выстраивать комбинации упражнений. Уж не говорю о том, что у каждой группы детей в зависимости от заболеваний занятия проходят совершенно по-разному.
- «Лошадиные кадры» тоже нужно готовить?
- Да. Далеко не каждый вид лошади подойдёт для занятий. Шаг животного и шаг человека должны быть соразмерены. Только в этом случае, например, неходячий ребёнок, сидящий на терапевтической лошади, будет получать на мышцы и на вестибулярный аппарат ту нагрузку, которую имел бы при самостоятельной ходьбе. Кроме того, животное должно иметь подходящий темперамент. Подготовка терапевтической лошади (этим занимается иппотерапевт) — кропотливый труд. Животное должно спокойно реагировать на упражнения, переносить крики, толчки, резкие движения детей.
На грани себестоимости
- Вы, можно сказать, стояли у истоков появления этого уникального метода реабилитации в Рязани. Расскажите, как давно и каким образом иппотерапия пришла в наш регион?
- В конце 90-х годов два рязанских врача — Наталья Николаевна Лапицкая (педиатр) и Владимир Борисович Лапицкий (мануальный терапевт) побывав в городе Мюнстере, впервые увидели занятия лечебной верховой ездой и заинтересовались этим делом.
К слову сказать, в нашем городе-побратиме дети приходят на занятия по иппотерапии по направлению врача. То есть, в Германии эта услуга широко распространена и входит в программу обязательного медицинского страхования. Вот так возникла идея попробовать в Рязани использовать лошадей в работе с детьми, имеющими особенности в развитии или ограниченные возможности здоровья. Это удалось сделать на базе одного из конноспортивных клубов Рязанской области.
- Начинание прекрасное! Но главный камень преткновения для многих, нуждающихся в такой терапии высокая плата за занятия. Ведь чтобы добиться лечебного эффекта, заниматься нужно регулярно, как минимум, раз в неделю. А родители детей-инвалидов, как правило, не в состоянии много зарабатывать.
- Стоить дёшево занятия иппотерапией не могут, поскольку содержание и кормление лошади — дорогое удовольствие. Ещё один значимый источник расходов — терапевтическая амуниция. Поэтому в лучшем случае цена одного часа занятий колеблется в пределах 500-700 рублей. Эта сумма находится примерно на грани себестоимости.
Есть и другие нюансы. Лошадь-лекарь не может проводить на занятиях целый день. Ей нужен ежедневный отдых, а кроме того длительный отпуск (месяц-два). Ведь дети приходят самые разные — и гиперактивные, и те, которые не могут ни сидеть, ни ходить, ни говорить. Помимо ребёнка в процессе участвуют инструктор, коновод и часто родитель. Поэтому каждое занятие — это колоссальная нагрузка для животного.
А спрос на занятия, между тем, очень большой. Очевидно, что только при государственной поддержке иппотерапию можно сделать доступной для всех нуждающихся.
У соседей — бесплатно
- Были ли какие-то попытки добиться финансовой поддержки хотя бы на уровне грантов?
- Наталья Николаевна и Владимир Борисович разработали проект занятий иппотерапией для рязанских детей с ограниченными возможностями здоровья. Грант поддержали в Германии. Благодаря иностранному гранту занятия в течение года проходили бесплатно.
К нам приезжали специалисты из Германии, сами проводили занятия. Организовали конференцию, на которую приглашали представителей властей городского и регионального уровня. К сожалению, практически никто не пришёл. Были и другие попытки выиграть грант, но пока, видимо, безуспешные. Причину объяснить затрудняюсь.
- Наверное, проблема недоступности занятий лечебной верховой ездой актуальна и для соседних регионов?
- По моим сведениям, во многих областях России занятия иппотерапией для детей с ограниченными возможностями здоровья проходят на безвозмездной основе.
- Как же нашим соседям удаётся выходить из положения?
- Удаётся организовывать занятия на базе СДЮШОРов, а также за счёт тех же грантов. И, конечно, благодаря наличию государственных конюшен и конноспортивных комплексов. К слову сказать, для занятий иппотерапией очень важны соответствующие условия. В частности, крытый манеж, желательно с отоплением, а не просто чистое поле. Зимой ребёнок, одетый в куртку, уже не получит нужного эффекта от лечебной верховой езды, суть которой — непосредственный контакт с лошадью.
- Территориальная доступность занятий также играет роль?
- Конечно. Для выезда за город потребуется личная машина или такси. Не все семьи с детьми-инвалидами могут себе это позволить. Поэтому лучшее место для организации занятий по иппотерапии — участок в черте города, возможно, на окраине, но находящийся в транспортной доступности. В областном центре для этих целей идеально подошли бы площади (уже, кстати, заросшие бурьяном) детского дома в Дашково-Песочне. Ранее на этой территории работал конноспортивный клуб, а теперь здесь занимаются дети-инвалиды. Одно с другим можно было бы прекрасно совместить.
Потенциал, которого нет
- Вообще, Рязанскую область можно назвать конным регионом? Раньше коневодство у нас хорошо развивалось.
- Да, у нас процветали несколько конных заводов. Жаль, что этот богатый потенциал не использован по назначению. Жаль также, что те конноспортивные комплексы, которые обладают необходимым потенциалом, не заинтересованы проводить на своей территории занятия по иппотерапии даже на платной основе. Хотя в Рязани есть инициативные люди, которые ратуют за развитие иппотерапии, и год от года их становится всё больше.
- А рязанские благотворительные организации и спонсоры практикуют оплату занятий по иппотерапии нуждающимся?
- В моей десятилетней практике был единственный подобный случай. Один человек вызвался помочь детям. Он не был богат, просто на протяжении двух лет выделял средства из своей зарплаты. Благодаря чему несколько ребят из многодетных и неполных семей имели возможность заниматься бесплатно.
Досье
Наталья Колесова, инструктор по иппотерапии.
В 2009 году окончила Рязанский государственный сельскохозяйственный университет им. П.А. Костычева по специальности «Зоотехния».
В 2011 окончила институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по адаптивной физической культуре (иппотератия и реабилитационная верховая езда).