Что говорит закон о времени ожидания приема врача? Можно ли встретить в наших аптеках просроченные лекарства? Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Рязанской области Татьяной Болдыревой.
А может, все-таки бесплатно
- Татьяна Ивановна, с какими вопросами рязанцы могут обратиться в ведомство?
- Наша задача - предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан. А если говорить конкретно, в зоне нашего внимания - качество и безопасность медицинской деятельности, лекарственных средств, медицинских изделий. Мы ведём контроль (надзор) за соблюдением прав граждан, которым положено лекарственное обеспечение для лечения злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, рассеянного склероза, а также после трансплантации органов и (или) тканей. Ещё одна наша функция - мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
- С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться пациентам в медучреждениях?
- Результаты проверок, касавшихся соблюдения прав граждан при оказании медицинской помощи, в 2017 году показали следующее. Медицинские организации не информировали пациентов о порядке, объёме и условиях оказания бесплатной медицинской помощи.
Иногда умалчивали о том, что некоторые виды помощи (например, УЗИ, КТ, МРТ, анализ крови, консультация узких специалистов) можно получить бесплатно и заменяли их платными услугами. Здесь оговоримся. Если порядок оказания медицинских услуг предусматривает проведение конкретного инструментального диагностического метода обследования, его должны выполнить бесплатно в определённые сроки. Например, КТ и МРТ - в течение 30 дней. Если пациент желает выполнить обследование сию секунду, без направления врача, такую возможность ему вправе предоставить платно.
Что касается порядков оказания и стандартов медицинской помощи, нарушения выявили в 21 медицинской организации. Из них государственных оказалось 13 (61,9%). Больше всего нареканий к следующим профилям: отоларингология, терапия, хирургия, сердечно-сосудистые заболевания, офтальмология, неврология, урология, стоматология (как правило, в частных клиниках), косметология, первичная медико-санитарная помощь взрослому населению, травматология и ортопедия, эндокринология, пульмонология, инфекционные болезни.
Нарушения обнаружились разного рода. Например, в некоторых случаях у индивидуальных предпринимателей отсутствовало высшее медицинское, а также послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, что предусмотрено квалификационными требованиями. Обследования и лечение выполняли не в полном объёме (например, не провели исследования компьютерной томограммы).
В договорах платные услуги не прописывали подробно виды и объём услуг. В ходе проверок приходилось сталкиваться с отсутствием оборудования (пульсоксиметр, тонометр) в кабинете терапевта. В одном случае оснащение автомобиля скорой медицинской помощи не соответствовало стандарту.
Льгота требует жертв
- Какие типичные нарушения допускают аптеки при обращении лекарственных средств и медицинских изделий?
- К основным нарушениям можно отнести несоблюдение условий хранения лекарственных препаратов, в том числе требующих защиты от повышенной температуры, от действия света и других факторов окружающей среды. До сих пор в ряде медицинских и аптечных организаций выявляем медикаменты с истекшими сроками годности и медицинские изделия с отсутствием государственной регистрации. Есть факты нарушения порядка отпуска рецептурных лекарств (ошибки в оформлении рецептов, отпуск без предъявления рецепта). Что касается медицинских изделий, забраковывать пришлось в основном перевязочные средства (бинты).
- Бесплатное лекарственное обеспечение вызывает сегодня много вопросов у рязанцев?
- В 2017 году по вопросам льготного лекарственного обеспечения поступило 164 письменных обращения (47% от общего количества). Цифра почти в два раза больше аналогичного показателя 2015 года.
Подавляющее большинство касается выписки лекарственных препаратов, отсутствия необходимых лекарств в аптеках, долгого ожидания поставок для обеспечения отсроченных рецептов. Были случаи выписки лекарственных препаратов не в полном объёме, назначения более пяти лекарственных препаратов без согласования с врачебной комиссией. Анализ жалоб мы ежемесячно направляем в правительство региона, в прокуратуру Рязанской области и в региональный минздрав.
- Кстати, что делать, если лекарственного препарата, который входит в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг для федеральных льготников, нет в аптеке?
- В случае временного отсутствия лекарств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует его отсроченное обслуживание.
- Неразборчивый почерк врачей можно отнести к нарушениям, которые находятся в сфере внимания Росздравнадзора?
- Территориальный орган Росздравнадзора по Рязанской области во время проверок медицинских и аптечных организаций выявляет нарушения в части оформления медицинской документации. В частности, случается, что записи врачей-специалистов оформлены ненадлежащим образом, мало информативны, частично не подлежат прочтению.
Подождите минуточку
- Как пациенту узнать, какие виды помощи он может получить бесплатно?
- Перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи устанавливает Программа государственных гарантий. Она же определяет категории граждан, которые могут ею воспользоваться, и перечень заболеваний, подлежащих бесплатному лечению, и многое другое. В рамках этой программы гражданам бесплатно предоставляется: первичная медико-санитарная помощь, специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь, скорая помощь, паллиативная медицинская помощь (обезболивание) в медицинских организациях.
В стационарных условиях пациента обязаны обеспечить лекарственными препаратами, включёнными в перечень жизненно необходимых и важнейших, а также медицинскими изделиями, включенными в перечень имплантируемых в организм человека.
- Программа госгарантий устанавливает сроки ожидания оказываемой медицинской помощи?
- Чтобы обеспечить гражданам права на получение бесплатной медицинской помощи, установлены определённые сроки ожидания:
- при оказании первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме - не более двух часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- при оказании специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи - не более 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - не более 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания (состояния);
- приёма врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми - не более 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- консультаций врачей-специалистов - не более 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- диагностических инструментальных (рентгенографических исследований, включая маммографию, функциональную диагностику, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи - не более 14 календарных дней со дня назначения;
- проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи - не более 30 календарных дней со дня назначения.
Досье
Татьяна Болдырева, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Рязанской области.
В 1992 году окончила Тюменский государственный медицинский институт по специальности «Фармация».
В Территориальном органе Росздравнадзора по Рязанской области работает с мая 2006 года.
В апреле 2014 года назначена руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Рязанской области.