В среднем пациенты проводят в поликлинике в хлопотах с карточками и больничными, ожиданием приема врача около двух часов. В минздраве хотят сократить время до 20 минут. Что этому мешает?
Вне записи и расписания
В феврале этого года наш проект «Бережливая поликлиника» вошёл в тройку лучших в стране. Рязанскую область даже отметили Благодарностью Министерства здравоохранения РФ. Пока в проекте участвуют две рязанских поликлиники. Однако, по словам губернатора Николая Любимова, в 2018 году в него войдут 26 медицинских организаций региона. Это должно привести работу больниц и поликлиник к формату, который удобен людям.
«В частности, проект позволит сократить время, которое пациент проводит в ожидании приёма, систематизировать работу специалистов, регистратур, лабораторий, других структурных подразделений», - сказал Любимов.
К сожалению, пока в рязанских поликлиниках, даже в тех, которые попробовали стать «бережливыми», очереди – дело обычное. По мнению представителей регионального минздрава, не исчезают они по нескольким причинам. Одна из немаловажных - оказание неотложной помощи без предварительной записи. Таких пациентов должны обслужить в течение двух часов с момента обращения.
«Без предварительной записи люди обращаются также для срочной выписки рецептов, справок, направлений, - рассказывает главный врач городской поликлиники №2 Олег Нагибин. - Большой объём времени занимают визиты по предварительной записи, оформленной вне расписания, для консультации узких специалистов.
Врачи в дефиците
Кроме того, приём пациентов с тяжёлой патологией увеличивает время «аудиенции». А от этого временные интервалы предварительной записи нарушаются. Наконец, на ситуацию влияет и кадровый дефицит врачей-специалистов. Кстати, если нужный специалист в поликлинике отсутствует, пациента должны направить в другое лечебное учреждение, где ему обязаны помочь безвозмездно.
А вообще количество ставок врачей рассчитывают на численность прикреплённого населения в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, утверждёнными Минздравом РФ. Например: одна ставка врача-уролога — на 20 тысяч пациентов, одна ставка ревматолога — на 50 тысяч пациентов, одна ставка невролога — на 15 тысяч прикреплённого населения, 0,6 ставки врача-офтальмолога — на 10 тысяч прикреплённого населения и так далее.
Широкий, но узкий
Пространственно-временные взаимоотношения врача и пациента регулирует Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области. Согласно ей, врач-терапевт обязан принять пациента не позднее 24 часов с момента обращения. Если состояние неотложное, то пациента осмотрят в течение двух часов.
«То есть, если человек обратился с острым заболеванием или обострением хронической болезни и нуждается в оформлении листка нетрудоспособности, участковый-терапевт примет его в день обращения», - поясняет Олег Нагибин. Кстати, талоны к терапевтам, по информации регионального минздрава, присутствуют в достаточном количестве. А вот нехватка талонов к специалистам объясняется кадровым дефицитом.
«Кроме того, некоторые пациенты почему-то не желают получать медицинскую помощь у терапевтов, - говорит Олег Нагибин. - Хотя они при определённых заболеваниях могут оказать квалифицированную помощь. При необходимости терапевты направляют на консультацию к врачу-специалисту, например, при таких заболеваниях, как дорсопатия, остеоартроз, невралгия, гастрит, холецистит, фарингит, пиелонефрит и другие».
Комментарий Росздравнадзора
Руководитель Управления Росздравнадзора по Рязанской области Татьяна Болдырева:
«Жители относительно редко обращаются с жалобами на качество оказания медицинских услуг в поликлиниках. В 2017 году таких обращений поступило всего восемь. Они касались в том числе длительности ожидания при наличии талона, отсутствия талонов к узким специалистам, а также ограничения положенного по закону 30-дневного срока записи к врачам».