Новый памятник Сергею Есенину расположился на территории московского музея, посвящённого поэту. Автор скульптуры – Григорий Потоцкий.
Памятник вызвал шквал негативных комментариев. Жители Рязанской области, конечно же, тоже подключились к обсуждению. Учитывая то, что открытие монумента состоялось в праздничную неделю, когда по всей стране отмечали 125-летие поэта, внимание к такому событию было повышенным.
Со сломанными крыльями…
Работы Григория Потоцкого, к слову, размещены во многих точках не только России, но и зарубежья – в США, Египте, Филиппинах, Мексике, Китае, Индии и других странах. Одна из его скульптур есть и в Рязани. Речь идёт о бронзовом памятнике Петру Семёнову-Тян-Шанскому, установленному в Верхнем городском парке.
«Есенин – это ангел со сломанными крыльями… Это наша боль. Его поэзия – отражение великой печали и великой красоты русского народа», – сказал скульптор, поясняя свой замысел.
И москвичи, и рязанцы, да и жители других регионов отреагировали на памятник, мягко говоря, негативно. В социальных сетях сразу посыпались соответствующие комментарии. Изображённую фигуру поэта рязанцы даже сравнили с пьяным человеком, упавшим со скамейки.
«Очень неудачная скульптура, Есенин этого не заслужил», – написала жительница региона Лара. «Если требуется объяснять своё художество людям, чтобы поняли, то нужно держать эти творения у себя в мастерской...», – присоединился к комментарию рязанец Владимир.
И это – лишь два примера. Найти тех, кто поддержал бы автора, практически невозможно.
Могут убрать в ноябре
По словам Ольги Вороновой, данный объект – это явный постмодерн, одним из главных принципов которого является субъективизм автора. Но при этом, говорит руководитель центра, не стоит забывать, что даже субъективное видение какого-то образа должно соотноситься с общенародным представлением о человеке.
О том, что скульптура слишком субъективна и не подходит для выставления на всеобщее обозрение, говорит и краевед Игорь Канаев. По его мнению, её можно было бы разместить на частной территории – либо автору, либо тому, кому скульптура понравится и кто захочет её себе приобрести.
– Одно дело, если бы она стояла, например, в зале современного искусства или на выставке работ этого автора, – продолжает краевед. – Но выставить в открытое общественное пространство – значит бросить перчатку. И на этот бросок нельзя было не ответить.
К слову, в СМИ сообщают, что памятник разместился на территории музея временно. Его могут убрать после 1 ноября. Светлана Шетракова пояснила, что скульптор хотел подарить свою работу музею. «Мы на своё усмотрение оставили эту экспозицию не на один день, в силу того, что это немаленький дар. Если будут против, то мы не будем продлевать договор», – сказала директор музея изданию АГН «Москва».
– В Рязани, кстати, тоже стоило бы тщательно поработать с популяризацией творчества Есенина. Появляются проекты, которые похожи на уже существующие, – обращает внимание профессор кафедры культурологии РГУ имени С.А. Есенина Александр Соловьёв. По его мнению, необходимы новые, интересные идеи. Например, можно было бы рассказать о связи Есенина с другими известными и творческими людьми его эпохи. В частности – писателем Борисом Пильняком. – Всё это есть в музеях, а в городских пространствах – нет. При этом при работе над такими проектами не стоит забывать, что Есенин был таким же человеком, со своими проблемами. И его творчество было определено его повседневной жизнью.
Мнение
Конечно, не все встретили «в штыки» творение Григория Потоцкого. К примеру, писатель и поэт Дмитрий Быков положительно отнёсся к новому памятнику. По его мнению, раскритикованная скульптура Есенина – талантливое произведение искусства. Она опирается на литературную традицию.