aif.ru counter
498

«Главное – быть собой». Рязанский художник о вкусе, деньгах и безвкусице

С конца февраля до начала марта в выставочном зале Союза художников в Рязани раьотала персональная выставка художника Валерия Потапова. Потапов известен как заядлый путешественник, который странствует по миру и отовсюду привозит свои «впечатления» в виде пейзажей.

Валерий с 2011 года сотрудничает с поэтессой Еленой Корнеевой. В творческом союзе было выпущено уже 7 книг, а в 2014 году издана книга «Расстояния» с графическими иллюстрациями Валерия и стихами Елены, среди которых есть переводы на разные языки мира. Книгу с восторгом восприняли специалисты и читатели не только России, но и Европы. В этом году планируется выпуск второй части этого сборника.

О том, легко ли жить художнику в современном мире, как добиться известности, и должно ли мнение публики влиять на творчество живописца, Валерий Потапов рассказал в интервью «АиФ-Рязань».

Художник на распутье

Оксана Калашникова, «АиФ-Рязань»: Валерий Сергеевич, успех творческой личности принято оценивать по таким критериям, как известность и материальный достаток. Вы согласны с таким определением?

Елена Корнеева и гости выставки. Фото: Из личного архива

Валерий Потапов: Известность часто ходит бок о бок с деньгами. Но не всегда. Почти все, кто идут учиться на художника, делают это по велению души. Я, например, уже с 5-го класса знал, кем буду: взял карандаши, вышел на улицу и начал рисовать. Но когда художник заканчивает вуз, он оказывается на распутье. Можно заниматься только творчеством, и чем это в итоге закончится - никто не знает. А можно выбрать смежную специальность, которая будет обеспечивать. Я, например, поступил в Полиграфический институт и там получил профессию. Сейчас у меня своя фирма. Так легче выжить. В рязанском Союзе художников - свыше ста членов, практически все имеют высшее образование, работают, выставляются. Но очень мало тех, кто жил бы исключительно творчеством, у всех есть дополнительный «хлеб». Большинство преподаёт в разных учебных заведениях.

При советской власти управление культуры закупало несколько картин с каждой отчётной выставки нашего союза, были и другие меры поддержки. А сейчас этого нет.

- Вы можете назвать себя успешным художником?

- С натяжкой. Хотелось бы большего. У финансовой стабильности есть обратная сторона - работа отнимает кучу времени и сил, и не всегда есть возможность для творчества. В последний раз мне повезло на новогодних каникулах: офис был закрыт, и муза, как говорится, «присела за плечом», так что я писал все праздники. Но не всем, что делаю, я доволен. Вот и перед открытием недавней выставки было желание многое переделать.

Одна из картин Валерия Потапова. Фото: Из личного архива

Доля везения

- У Вас было много выставок за рубежом. Просто ли художнику из Рязани заявить о себе за границей?

- По-разному бывает. Чаще всего для этого нужно иметь какие-то связи, либо приложить усилия. Многие рязанские художники побывали в Мюнстере и Брессюире, в том числе и я, потому что это наши города-побратимы.

Была у меня и персональная выставка в Венеции. Но тут повезло: жена случайно нашла через интернет свою родственницу, которая живёт в тех краях, и она помогла с организацией. Мне выделили выставочный зал и даже предоставили квартирку на то время, пока проходила выставка. Причем всё это - бесплатно. Конечно, расходы на перелёт и транспортировку полотен пришлось взять на себя. На открытии было много людей, местные жители купили две мои работы за 250 евро, так что я окупил свою поездку.

- Выставка за рубежом что-то меняет в судьбе художника, влияет на его успех?

- Опять же, как повезёт. Есть, например, такой художник, Володя Попов-Масягин. В перестроечное время ездил за рубеж, возил свои работы. Занимался инсталляциями, к ним за рубежом большой интерес. Его приметили, стали приглашать чаще. В итоге, он во Франции задержался, женился на внучке Марины Влади. Сейчас выставляется в местных галереях, но приезжает и в Россию. У него интересные работы, плюс доля везения, наверное, есть в его судьбе.

Валерий Потапов - мастер городского пейзажа. Фото: Из личного архива

«Деньги лучше проедят, чем купят на них картину»

- А у рязанской публики есть спрос на творчество местных художников?

- В Рязани не так уж много людей, которые покупают достойную живопись. Хотя, если посмотреть по количеству автомобилей, которые стоят свыше 3 миллионов рублей, то с благосостоянием у граждан всё хорошо. Но они не готовы отдавать 15-30 тысяч за картину. Эти же деньги они лучше проедят в ресторанах, а для своей гостиной купят пейзаж с берёзами и лебедями, который изготовили за час работы на конвейере. Но эти люди не виноваты, такое у них воспитание. А вот их дети, которые учатся сейчас в вузах, может быть, будут разборчивее.

- А Ваши картины имеют коммерческий успех? Часто ли их покупают?

- Я бы не сказал, что часто. Примерно десять-пятнадцать работ в прошлом году удалось продать, большую часть - через художественный салон. Дело в том, что сам я не занимаюсь их продажей, а ведь это дело требует усилий. Нужно вращаться в определённых кругах, общаться, делать всё, чтобы твоё имя стало «раскрученным».

- Спрос определяет предложение. Так может быть, работая над картиной, стоит сразу же оценивать её с точки зрения потенциального покупателя и делать более привлекательной для него?

- Получится халтура. Подстраиваться очень сложно. Есть понятие вкуса. И потом, если писать в угоду публике, твои работы просто перестанут узнавать! «Популярных» пейзажей у нас - навалом. Нужно просто следовать собственному «я», которое идёт у тебя изнутри. Быть самим собой. Так правильнее, я считаю.

Справка
Потапов Валерий Сергеевич, живописец, график, член Союза художников России. Родился в г. Черняховск Калининградской области. В 1974-78 гг. учился в Рязанском художественном училище, окончил Московский полиграфический институт. 10 лет работал в московских издательствах «Художественная литература», «Мир», «Молодая гвардия». С 1992 года - директор рекламно-издательской фирмы.

Выставка Валерия Потапова ВКонтакте

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах