aif.ru counter
1893

Ласковый диктатор. Рязанский дирижер о необходимом навязывании классики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аргументы и Факты - Рязань №43. Зима пришла неожиданно? 22/10/2014
Сергей Оселков.
Сергей Оселков. © / АиФ

Эмоциональная манера дирижирования и неординарные новые проекты - руководитель Рязанского губернаторского симфонического оркестра заработал себе славу экстравагантного человека: то выйдет на выступление оркестра в футбольной форме, то в роддоме концерт устроит. О том, всем ли нужна классика, как привить любовь к музыке, и что для этого должно делать государство, «АиФ-Рязань» побеседовал с дирижером Сергеем Оселковым.

Музыкальный медиум

Юрий Александров, «АиФ-Рязань»: Сергей Анатольевич, думаю, вам знаком фильм Феллини «Репетиция оркестра», в котором дирижер представляется фигурой едва ли не деспотичной. А дирижер Сергей Оселков - он какой?

Сергей Оселков: На мой взгляд, эта картина - точная копия оркестровой жизни, причём в любом государстве. Свою роль обрисую словами всемирно известного дирижера Геннадия Рождественского, который сказал о себе: «Я - ласковый диктатор». Чтобы был результат, дирижеру в той или иной мере приходится применять методы диктата. Ведь он, можно сказать, медиум между партитурой и слушателями. Другой вопрос, что необходимо прислушиваться к иным мнениям. Я стараюсь выслушать мнения не только музыкантов, но и слушателей, и солистов. Все предложения стараюсь переварить и, пожалуй, в 90% случаев соглашаюсь.

Сергей Оселков общается с публиой во время концертов жестами и взглядами. Фото: Рязанская областная филармония

- Получается, оркестр - своего рода государство, которым дирижер должен искусно управлять?

- В 20-е годы прошлого века в Москве создали оркестр с названием в духе того времени «Персимфанс» - «Первый симфонический ансамбль». Это было полностью демократическое сообщество. Но опыт показал: на то, что оркестру с дирижером требовались три репетиции, этому ансамблю нужно было 30. Так что демократия - не самая подходящая форма управления для оркестра.  Демократии как таковой в оркестре быть не может.

История важнее колбасы

- Какие цели вы ставите перед своим коллективом?

- Конечно, мы не можем пройти мимо юбилейного года Петра Ильича Чайковского, поэтому мы сыграем все его симфонии. Кроме этого, первоочередная задача, которую я вижу перед собой, - разнообразить репертуарную палитру. Хочется, чтобы в концертных программах присутствовала музыка от эпохи барокко до первой половины ХХ века.

- Цель этой задумки - позволить слушателям оценить возможности оркестра?

- Думаю, разнообразие поможет привлечь большую аудиторию. Нельзя забывать, что наш оркестр несёт и просветительскую функцию. Возможно, благодаря таким музыкальным «коктейлям» кто-то откроет для себя что-то новое.

- Многие люди живут, не имея представления о том, кто такой Брамс или Штраус, Бетховен для них - это собака из кино. И, в принципе, они не сильно нуждаются в музыке. А как вы считаете, всем ли нужна классика?

- Я считаю – очень нужна. Для чего людям нужен чистый воздух? Можно жить и дышать воздухом, отравленным вредными выбросами, и организм адаптируется. Но изначально в природе человека заложена потребность в чистом воздухе. И его уши должны слышать чистую музыку, а глаза - видеть картины, за которыми стоит сильное духовное начало. На мой взгляд, есть серьезная проблема в том, что люди живут без этого.

В репертуаре оркестра - программа, состоящая из музыки к культовым отечественным кинофильмам. Концерт становится своеобразным симбиозом кинопоказа выступления оркестра. Фото: Рязанская областная филармония

- Как же можно её решить?

- Возможно, это будет звучать несколько грубо, но я думаю, навязыванием. У меня на кухне телевизор, который я смотрю утром и вечером, каналов там штук 120, и из них не меньше сотни каналов, выдающих продукт, который портит людей - это нам охотно навязывают. А вот каналов, посвященных живописи, музыке, литературе, как-то не предусмотрено. И переломить ситуацию можно только при государственной поддержке.

В принципе, я представляю - какие меры нужно было бы предпринять.

В первую очередь, на мой субъективный взгляд, стоило бы запретить в маршрутках, другом общественном транспорте звучание блатных песен - под страхом штрафа. Кроме этого, уличная реклама не должна информировать нас исключительно о колбасе и кредитах. Должно быть как можно больше информации об истории, о наших земляках. Два года назад, когда ещё ничего не предвещало сегодняшних украинских событий, я был в Одессе. Меня поразило, что все билборды на центральных улицах города были отданы не коммерческой информации, вместо этого на щитах с социальной рекламой поместили высказывания Пушкина, Достоевского, Гоголя о русском языке!

Так что моё мнение - нужно как можно скорее заниматься тем самым «навязыванием». Причём прививать культуру надо с детских лет. Ребёнок слышит музыку, ещё находясь в утробе матери. К слову, поэтому мы затеяли проект «В ожидании чуда» и провели несколько концертов для будущих мам в рязанской больнице №8. Ещё один наш выездной проект - «На концерт в ползунках», для малышей до двух лет, проходит в детских поликлиниках. А для студенчества придумали проект «Гаудеамус». Кстати, совсем скоро пройдет второй концерт этого цикла - 29 октября мы будем играть в Рязанском агроуниверситете.

Остановка хуже, чем шаг назад

- Есть представление, что в Рязани музыкантам некуда расти, поэтому все стремятся уехать в столицу. Так ли это на самом деле?

- Чем быстрее исчезнет стереотип, мол, есть Москва, а есть остальная Россия, тем быстрее мы сможем говорить о нормальном развитии отечественной культуры. В огромном Токио всего 2-3 симфонических оркестра. В Москве - не меньше 20. А в некоторых российских городах нет ни одного. Нужно уходить от этого дисбаланса. Провинциальной культуре необходимо идти вперед и ни в коем случае не допускать остановок. Остановка - это даже хуже, чем шаг назад. Шаг назад дает стимул для дальнейшего движения, а остановка - это болото, в котором ты начинаешь тонуть, и даже не всегда успеваешь это заметить.

Справка
Сергей Оселков родился в 1973 году в г. Макеевка Донецкой области в семье музыкантов. Отец - дирижер симфонического оркестра, мать - пианистка, педагог музыкального училища. В 1992 году окончил Луганское музыкальное училище по классу ударных инструментов, в 2002 году - Новосибирскую государственную консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования. Работал дирижером Ярославского академического симфонического оркестра. С декабря 2008 года возглавляет Рязанский губернаторский симфонический оркестр.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах