511

История под мостом. Что еще обнаружили археологи на Лыбедском бульваре?

Археологи на месте ремонта Астраханского моста исследовали площадь порядка двух тысяч квадратных метров.
Археологи на месте ремонта Астраханского моста исследовали площадь порядка двух тысяч квадратных метров. НПЦ Рязанская Археологическая Экспедиция

Ремонт Астраханского моста у цирка начали осенью этого года. К этой работе подключились и исследователи. В настоящий момент большая часть археологических изысканий уже выполнена.

Некоторые обнаруженные объекты стали настоящей неожиданностью для исторического сообщества. Какие именно и почему – рассказывает наш гость, директор Научно-производственного центра «Рязанская археологическая экспедиция» Василий КОНОВ.

Прослужит ещё 1000 лет

— Василий, какой объём работ выполнили археологи с начала ремонта Астраханского моста?

 Мы исследовали большую часть тела моста, построенного в XIX веке, а также значительную площадь траншей и колодцев, которые были необходимы для переноса коммуникаций, находившихся в зоне работ. Всего – около двух тысяч кв. м. Хорошо, что успели всё сделать до заморозков, потому что погода начинает «сковывать» культурный слой, а это усложняет работы.

 Вы много рассказывали о ходе раскопок в социальных сетях. Изучила посты. Первое, на что обратила внимание, это то, что вы нашли остатки булыжной мостовой. И вроде бы она даже хорошо сохранилась…

 Так и есть. Ранее мы его фиксировали лишь локально - в траншеях при ремонтах коммуникаций в историческом центре города, и видно это мощение было только в вертикальных разрезах. Раскрытие и исследование широкой площадью такого булыжного мощения в городе удалось провести впервые именно при реконструкции Лыбедского моста. Каменное мощение на этом месте указано на архивных планах 1840-х гг., выявленных рязанскими историками И.Г. Кусовой и Д.Ю. Филипповым. Таким образом, изначально булыжник уложили при постройке моста в середине 1849-1850 гг. Был определённый порядок кладки крупных камней и компоновки более мелких. Мы постарались проследить, сохранилась ли эта система до наших дней. Оказалось, что мостовая несколько раз перекладывалась. Понять это удалось по нескольким признакам. Во-первых, «проектного» системного похода у обнаруженной кладки не прослеживалось, мощение было однородным. Во-вторых, под камнями мостовой, в песчаной подсыпке, нашли монеты 1940-х годов. Это говорит о том, что крайний раз мостовую перекладывали уже в послевоенное время. Хорошо известно, что в 1949-1950 гг.  в Рязани начали укладывать асфальт, так что кладка XIX века как раз существовала до этого времени. Но при этом изменилась не только система мощение, но и сам применявшийся материал – некоторые участки дополнялись менее твёрдым бутовым камнем. Между старым камнем, уже отшлифованным за 100 лет использования, и более поздним отчётливо видна явная граница.

 При этом и камень XIX века, и более современный хорошо сохранился?

Да. Старому камню ничего не будет ещё хоть тысячу лет.

Когда начнётся обсуждение проектов благоустройства Лыбедского бульвара, мы предложим включить в них фрагменты этого исторического мощения.

Карьеров для добычи такого качественного камня на территории нашего региона мне не известно. Соответственно, если появится желание сделать подобное мощение, то его нужно либо закупать, либо просто сохранить уже имеющийся камень. При этом я считаю, что реконструировать подлинное историческое покрытие – приоритетнее, чем создавать современное подражание. Камень высокого качества и замечательной сохранности, поэтому вывоз его на свалку – недопустимое решение. Он прослужит гораздо дольше чем тот, что уложили на площади Ленина в 2018 году. Мы нашли методику по укладке камня, изданную в 1930-х гг. Ею предстоит обязательно воспользоваться подрядчикам при дальнейшем благоустройстве Лыбедского бульвара. Должен сказать, что наше предложение о сохранении значительного объёма камня поддержал заказчик реконструкции Лыбедского моста – Управление благоустройства города Администрации Рязани, и подрядчик.

Этот камень – единственное, что решили сохранить для непосредственного использования в каких-то городских пространствах?

Нам также удалось сохранить значимые конструктивные элементы Астраханского моста XIX века. На проектных чертежах 1840-х годов есть крупные элементы декора, которые были чуть ли не единственным украшением моста – этой довольно утилитарной конструкции. Это же мост-дамба, состоявший из земляной насыпи и одного тоннеля с арочным сводом. И этот тоннель не был рассчитан ни для прохода, ни для проезда; его основное назначение – обеспечивать проток реки Лыбедь. Подрядчик аккуратно демонтировал эти элементы декора, и несколько самых репрезентативных приняло на сохранение рязанское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Планируем, что эти подлинные белокаменные детали будут размещены на Лыбедском бульваре и как исторические, и как арт-объекты.

— Вы также писали про стену здания госбанка. Там тоже были интересные элементы.

Да, мы обнаружили клейма на старинных кирпичах, из которых сложена подземная часть здания. Само здание было купеческим домом, меняло собственников и даже перестраивалось, а потом стало конторой Государственного банка (сейчас – здание Арбитражного суда). По найденным клеймам (кстати, очень хорошей сохранности) стало понятно, что кирпич для строительства поставлял завод Василия Никифоровича Кадыкова, в XIX веке располагавшийся в Троицкой слободе Рязани.

Долго не протянул бы...

 Что удалось найти под самой аркой моста?

Под аркой и возле неё мы ожидали обнаружить сохранившиеся остатки самого первого каменного моста, построенного в 1785 году. И это было бы возможно, если бы строителям требовалось вести земляные работы на большей глубине, чем требует нынешний проект реконструкции. Сейчас разобраны и изучены напластования «тела» моста XIX века, а также кирпичная кладка его тоннеля. Остатки же более старых построек должны сохраняться глубже, и мы, вероятно, даже не затронем эти пласты культурного слоя. Но в этом есть и большой положительный момент: они сохранятся и будут доступны для будущих исследований.

То есть и до русла Лыбеди вы не добрались.

— Верно. До глубины расположения русла Лыбеди, которая сейчас заключена в коллектор, мы не достали даже самыми глубокими инженерными колодцами (около 3-3,5 м).

Вы также писали, что обнаружили первый асфальтовый слой. О чём рассказывает эта находка?

— По этому слою можно наглядно видеть, как в Рязани укладывали первый асфальт прямо поверх булыжных мостовых. Делалось это в середине XX века, после чего асфальт часто поновлялся, и в итоге толщина его слоя в центральной части моста составила около полуметра. Также отчётливо стали видны участки работ по расширению проезжей и пешеходной частей Лыбедского моста, проведённого перед асфальтированием. То есть, спустя 100 лет после постройки, это инженерное сооружение требовалось адаптировать под растущие потребности послевоенной советской Рязани, и его ширину увеличили для проезда нового вида транспорта – троллейбуса. Также мы подробно осмотрели внутренний каркас моста и увидели следы неоднократных ремонтов, усиления конструкции тоннеля бетоном. Лично я отметил, что известковый раствор и кирпичи XIX века пропитались влагой, из-за чего несущая способность моста была уже довольно низкой.

То есть ремонт начали вовремя?

Не могу дать полную оценку, так как я не инженер. 

Но, на мой взгляд, старый 170-летний мост не был способен выдерживать нагрузку транспортного потока.

Разрушение несущих конструкций кирпичного тоннеля уже привело к провалу проезжей части в 2008 году, и без капитального ремонта или реконструкции сооружения приостановить его деградацию, на мой взгляд, было невозможно.

Среди мелких предметов что-то интересное было?

Мы предполагали, что на этом участке будет значительное количество предметов быта, которыми пользовались рязанцы в губернском городе в XVIII и первой половине XIX веков. Эти предметы должны были попасть в тело Лыбедского моста при его строительстве в 1849-1850-х годах вместе с грунтом, который был привезён с территории города и насыпан в качестве дамбы моста. И, действительно, мы обнаружили медные монеты, фрагменты столовой посуды, части стеклянных и глиняных сосудов (некоторые даже с клеймами заводов-производителей), служивших для хранения и транспортировки жидкостей и сыпучих веществ. Также мы нашли и сохранившиеся фрагменты столовой посуды из глины, фаянса и даже фарфора. А фаянсовые баночки для хранения косметической помады, судя по сделанным находкам, были очень популярны у женщин в XIX веке. Вы видите, что количество и ассортимент находок, относящихся именно к губернскому периоду истории Рязани, достаточно велик. Вместе с находками на других археологических раскопах он позволит нам не гипотетически, а вполне предметно говорить о быте горожан в XVIII столетии, в эпохи царствования Александра I и Николая I.

Вы спросите: «Удалось ли найти какие-то предметы, которые относятся не к Рязани, а ещё к Переяславлю Рязанскому»? Этот же вопрос интересовал и нас самих перед началом работ. Письменных свидетельств и тем более карт планировки городских слобод и посадов в XIII-XIV веках не сохранилось. Именно благодаря археологическим исследованиям в 2020 году удалось установить, что территория пересечения улиц Ленина (Астраханской) и Почтовой – где стоит памятник Евпатию Коловрату – была заселена в эпоху Великого Рязанского княжества. Археологические находки этого времени – фрагменты глиняной посуды с характерным для этого времени линейным и волнистым орнаментом – стали надёжными доказательствами этого важного исторического вывода! Благодаря таким натурным изысканиям мы можем проследить, как происходило развитие городской территории и как некогда лесные массивы и поля превратились в современный областной центр.

Фонтан под землёй

Было ли найдено то, что стало для вас полной неожиданностью?

 Одна из находок относится к истории инженерного дела в Рязани. Когда демонтировали остановку «Цирк», оказалось, что под ней, прямо под асфальтом, расположен старый арочный свод, под которым находится и сохраняется буквально целое помещение. Находка оказалась любопытной и на первый взгляд совсем непонятной. Кладка при этом была не моложе 100 лет, но и не старше конца XIX века, и в это время фотографирование улиц города уже получило широкое распространение. При проверке архивных снимков оказалось, что на месте тротуара не располагалось ни зданий, ни складов с подвалами… И тут нам помог Александр Дударев – краевед, администратор группы ВК «Рязань, которую мы потеряли». В контексте изучения губернской Рязани, он уже был знаком с историей рязанского водопровода. И по его словам, это помещение – не что иное, как одна из старинных камер самой первой линии городского водопровода, заработавшего в 1913 году! Мы зафиксировали все её параметры для сохранения исторической информации, а строители пустили через неё новую трубу, так что постройка в существующем виде сохранится под землёй, даже когда здесь возобновят остановку общественного транспорта.

Кроме того, мы совершенно неожиданно на глубине около 1,7 метра обнаружили декоративную кирпичную кладку. Александр Дударев быстро идентифицировал находку: нами был выявлен фонтан 1940-1950-х годов с очень красивыми формами контура чаши. При начале работ никто и не вспомнил, что здесь когда-то находилось такое сооружение.

Зачем же его засыпали? Честно говоря, весьма странное решение – оставлять под землёй декоративный фонтан…

Это связано с тем, что на улице Подбельского (ныне – ул. Почтовая) в 1960-х годах построили здание Главпочтамта. Массивный объём был возведён в стиле так называемого «рационализма». По мнению Александра Дударева, именно «классический» облик фонтана, не соответствовавший виду нового здания, мог послужить причиной разрушения этого паркового объекта. Благоустройство территории возле главпочтамта «похоронило» его почти на двухметровой глубине. Своими глазами удалось увидеть, насколько старый фонтан был красивее многих современных аналогов.

По-вашему, новый проект моста вписывается в стиль современной Рязани?

Конечно, в проекте могли бы разработать более качественную историческую стилизацию фасадов нового моста: имитацию арочных кладок, и гранёных замковых камней, замыкающих эти своды – то, что было видно в конструкции исторического Лыбедского моста. При этом визуально новый мост будет восприниматься значительно легче предшественника, по высоте, ширине и протяжённости полностью ему соответствуя. Визуальные решения нового моста нельзя назвать наилучшими, но функциональность мне видится хорошей.

Неинтересных мест нет

Рязанские «конспирологи» высказались, что археологи занялись раскопками в районе Астраханского моста, так как где-то там зарыт клад Салтыкова-Щедрина. Это что за факт такой?

Можно только гадать, откуда у людей такие совершенно фантазийные мысли. Здесь видится какой-то наивный интерес к истории и недоверие к науке. При этом люди, которые подобные мысли озвучивают, не знакомы не только с научными методами познания, но даже с каналом «History». Серьёзно это воспринимать не стоит. Подобные версии я коллекционирую,  как современный фольклор, наблюдаю за процессом работы сознания некоторых городских обывателей. Особенно инициативные от комментариев переходят к делу – к настоящим «великим открытиям». Как это было в Шиловском районе, когда мужчина на огороде бабушки якобы нашёл предмет, похожий на Фестский диск – всемирно известный предмет, по одной из версий найденный в 1908 году на острове Крит, который, к слову, в 2500 км от Шилова.

Кстати, а если, допустим, я во время строительства дома и выкапывания котлована в самом деле обнаружу какие-то объекты, которые мне покажутся ценными для истории, куда обращаться?

Предлагаю обратиться к закону об объектах культурного наследия (№ 73-ФЗ) – в нём всё корректно рассказано: если случайно на дороге или при проведении земляных или строительных работ обнаруживаются объекты, которые, цитирую, «обладают признаками объекта археологического наследия», нужно сообщить об этом в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области. Она собирает рабочую группу, которая выезжает на место, даёт характеристику находке и решает, что дальше с ней делать: проводить исследования, чтобы продолжить строительство, или продолжать сразу, поскольку не все находимые объекты имеют историческую значимость.

Есть в Рязани ещё территории, которые представляют интерес для археологов? Или совсем неизученные участки?

Невозможно выделить неинтересные места. Ведь даже повторные изыскания на одной и той же территории могут дать большое количество совершенно новой информации. Археологические исследования, проведённые даже 50 лет назад, существенно отличаются от современных по набору технологий и методик. А вот неисследованные территории есть. Как мы знаем, ещё в начале ХХ века Мервино, Шереметьево, Храпово, Недостоево, Канищево, Дашки-Песочня, Шереметьево-Песочня и другие микрорайоны были пригородом – старинными поселениями, которые ещё в Средневековье окружали крупный город Переяславль-Рязанский. У каждого из них – своя уникальная многовековая история основания и развития. Неожиданные архивные и археологические находки для этих территорий ещё предстоит сделать! Слабо изучены и районы области, где своего исследователя ждут тысячи неоткрытых и неизвестных науке памятников археологии.

На мой взгляд, нужно проводить комплексные исследования. То есть привлекать к работе представителей разных наук – археологии, истории, геоморфологии и других. Тогда изучение будет наиболее полным и интересным и позволит проследить, как развивалась Рязань и другие населённые пункты на своём историческом пути. Именно комплексный подход мы и стараемся воплощать в своей работе, о чём регулярно и рассказываем рязанцам.

Досье
Василий КОНОВ. Директор Научно-производственного центра «Рязанская археологическая экспедиция». Данную должность занимает с 2017 года. Археологией занимается с 2004 года, профессионально – с 2011 года. Участвовал в исследованиях Соловецкого монастыря (Архангельская область), Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (Истра, Московская область), Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Сергиев Посад, Московская область), Рязанского кремля, Касимова, Михайлова и других исторических пространств Рязанской земли.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах