«Большие гастроли» завершились в Рязанском театре драмы. В рамках этой программы с 29 октября по 1 ноября свои спектакли рязанцам показал коллектив Архангельского театра драмы. Зрители увидели две детских постановки – «Черная курица, или подземные жители» и «Морозко», а также четыре спектакля для взрослой аудитории.
Актуальные проблемы
В первый день на сцене показали «Ревизора» по пьесе Николая Гоголя. Как сказал главный режиссер Архангельского драмтеатра Андрей Тимошенко, при работе над постановкой к тексту произведения отнеслись очень бережно. Тем не менее, в спектакль добавили современной динамики и эксцентричности.
Сюжет «Ревизора» знаком всем со школьной скамьи. В уездном городе внезапно узнают о приезде чиновника из Петербурга, который должен проверить работу местной власти. Городничий и руководители ведомств, поверив слухам, за ревизора принимают молодого человека Ивана Хлестакова, который как раз оказался в одной из гостиниц совершенно без средств к существованию. История развивается иронично: Хлестаков, поняв, что его приняли не за того, кем он является, начинает пользоваться своим положением, а чиновники уездного города всячески его ублажают. Дело практически заканчивается свадьбой Хлестакова и дочери городничего. Мнимый ревизор собирается уехать в Саратов. Но не тут-то было: почтмейстер вскрывает его письмо, из которого становится понятно, что ревизор был ненастоящим. Пока все чиновники уездного города читают это послание Хлестакова его другу, к ним приезжает настоящий проверяющий из Петербурга.
Пьеса, несмотря на то, что написана она в XIX веке, остается актуальной и в наши дни. Именно поэтому все шутки касательно проблем маленького уездного города зрители принимали со смехом и в то же время – сочувствием.
О вечном – современно
30 октября на сцене Рязанского театра драмы актёры из Архангельска представили трагедию «Царь Эдип. Прозрение».
За основу взята пьеса древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип», написанная в пятом веке до нашей эры. Режиссёр Андрей Тимошенко сумел соединить старинную повесть и современный колорит. Трагическая история тех, чья судьба предрешена высшими силами, показана с современной точки зрения, но с сохранением вечного сюжета.
Однажды, царь Фив Лаий получил предсказание от оракула – смерть ему принесёт рука сына. Не желая исполнения пророчества, царская семья приказывает пастуху отвезти первенца в горы и умертвить. Но этого не произошло – пастух пожалел младенца и отдал другу, который в свою очередь передал ребёнка царю Коринфа. Во дворце бездетный царь принял мальчика как сына и дал ему имя Эдип.
Эдип повзрослел, а при дворе ходили слухи о том, что он приёмный. Тайну своего происхождения он не знал – родители никогда не говорили ему о том, что сын им не родной. Эдип решил узнать правду у оракула, но получил лишь пугающее предсказание – от его руки погибнет отец, а мать разделит с ним постель. Напуганный пророчеством, Эдип бежит из Коринфа. По дороге он встречает кортеж во главе с важным мужчиной. Этим человеком был царь Лаий, но Эдип этого не знал. Между ними произошла перепалка, в ходе которой герой всех убивает.
Путник приходит в город Фивы, который сражен несчастьем: людей губит монстр Сфинкс, а царь убит. Эдип побеждает Сфинкса. В благодарность его нарекают новым царем и женят на Лаиевой вдове Иокасте.
Прошло много лет, на Фивы обрушилась чума. Боги дали послание народу – чтобы мор прекратился, убийца Лаийа должен быть наказан.
В постановке Архангельского драмтеатра, помимо сюжета Софокла, есть знаменитые строки Кафки, Достоевского, Пастернака и Цветаевой. Отличительная особенность спектакля в том, что боги, которые следят за историей, комментируют происходящее во время застолья. Также на всех актерах одинаковая одежда, несвойственная времени написания «Царя Эдипа» – темные плащи, брюки и белые рубашки. Диссонанс, вызванный сочетанием несочетаемого, делает спектакль еще глубже и интереснее.
«Царь Эдип. Прозрение» – визитная карточка Архангельского драмтеатра, не раз получавшая награды на фестивалях.
Когда деньги превыше всего
Третий спектакль, который смог увидеть рязанский зритель, – это комедия «Скупой, или Школа лжи» по пьесе Жана-Батиста Мольера.
Главный герой – богач и при этом настоящий скряга Гарпагон – деньги ставит превыше всего, в том числе своей семьи. Он задумывается о том, как пристроить своих детей. В качестве жениха для дочери Элизы он находит богатого господина Ансельма, а сына Клеанта хочет женить на богатой вдове. Сам же Гарпагон хочет жениться на бедной девушке Марианне.
Однако оказывается, что дочка влюблена в Валера, который служит у Гарпагона, а сын мечтает связать свою жизнь с Марианной. Тут на главу семейства наваливается большое горе: деньги, которые он зарыл в саду, кто-то крадет. Гарпагон сокрушается и причитает, что он умрет, если его богатства не будут найдены.
Во время разбирательств по делу в дом приходит господин Ансельм. Внезапно оказывается, что Валер – сын знатного неаполитанца, семья которого якобы погибла на корабле, а Валер чудом выжил. Выясняется, что Марианна – его сестра. И тут раскрывается еще одна тайна. Господин Ансельм оказывается отцом Валера и Марианны, то есть тем самым знатным неаполитанцем. В связи с такими обстоятельствами свадьба Эльзы и Ансельма отменяется. Все счастливы, поскольку Гарпагону ничего не остается, как дать согласие на желанные браки своих детей. Единственное его условие – возврат шкатулки с деньгами и оплата всех расходов Ансельмом.
Пьеса полна ярких диалогов и эмоциональных сцен. Поражают и костюмы героев: они разноцветные, броские, даже несколько эпатажные, тогда как Гарпагон ходит во всем черном.
Все шло по плану, но…
1 ноября Архангельский драмтеатр завершил свои гастроли комедией «За двумя зайцами».
В этом спектакле наряду со старым украинским колоритом присутствуют современные песни и танцы, а многие фразы со сцены напоминают об обыденных вещах XXI века. На протяжении двух актов зритель наблюдает за простой, но в то же время захватывающей историей Свирида Петровича Голохвостова – киевского разорившегося цирюльника.
Свирид соврал Проне о своем происхождении и достатке, вскружил голову обещаниями и комплиментами. Девушка, которая никогда не получала знаки внимания от мужчин, влюбилась по уши. Свирид сделал ей предложение руки и сердца и намерен был прийти свататься к родителям.
Всё шло по плану юноши, но тут он встречает красивую и скромную Галю. Герой пристает к ней со словами любви, но девушка всячески его отвергает. Эту картину застала мать Гали – властная и наглая торговка. Она так напугала Голохвостова, что он обещал жениться на её дочери.
Во время спектакля актёров постоянно сопровождали овации. Все танцы и песни, все шутки встречались с восторгом. Не смотря на комичность ситуации, в истории есть глубокие трагичные моменты. Ко всем героям можно проникнуться пониманием и состраданием, будь то никогда не любимая обманутая Проня, или Галя, которая влюблена в другого, но мать вынужденная выйти замуж за Голохвостова.
«Большие гастроли», напомним, были обменными. Пока в Рязани выступали актеры из Архангельска, коллектив Рязанского драмтеатра представил на сцене в обменном регионе свои постановки. Это были детские спектакли «Как Настенька чуть кикиморой не стала» и «Волшебные сны Кузьмы», а также четыре спектакля для взрослой аудитории – «Касатка», «Фауст», «Школа соблазна», «Клинический случай».