Примерное время чтения: 7 минут
363

Солотчинская обитель

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 01. Спецпроект «Легенды Рязанской губернии» 01/01/2015 Сюжет Спецпроект «Легенды Рязанской губернии»
Предоставлено рекламодателем.

Монастыри, подобные Солотчинскому, обычно именуют «княжескими», поскольку у истоков их зарождения стоят светские владыки. Вот и основание Солотчинской обители предание связывает с именем князя Олега Рязанского, который во время охоты встретил на берегу речки Солотчи двух иноков-игуменов — Василия и Евфимия, живших с братией. Василий был уже старцем, а Евфимий, младший годами, управлял монастырём. Беседа с подвижниками и навела князя Олега на мысль основать монастырь в здешних краях в гораздо лучшем виде, нежели существовавший.

Защита князя от врагов

Легенда относит это событие к 1390 г. Монастырь призван был служить защитой Переславлю Рязанскому со стороны Большой Владимирской дороги. У мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью. Недаром в народе ходила легенда, что от Рязани до монастыря по велению князя был прорыт подземный ход.

Фото: архив

В тот же 1390-й год епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега (в крещении — Иакова) в монашество с именем Ионы. Осенью 1395 г. в Рязань прибыл преподобный Сергий Радонежский с тем, чтобы помирить московского св. блгв. князя Дмитрия Донского с Олегом Рязанским. Мир был скреплён браком дочери князя Дмитрия — Софии и сына князя Олега — Феодора, а также разменом Коломны на Тулу. В Солотчинском монастыре князь Олег строит соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дипломатические браки были весьма распространены в Древней Руси. У Олега первая жена была татарской царевной, вторая — литовской княжной. За выходца из Золотой Орды, мурзу Салахмира (Хоросмира) он выдал сестру свою Анастасию. В 2004 г. на территории Солотчинского монастыря во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста, свидетельствовавшие, что под ней захоронен…татарин Салахмир. Эта находка стала сенсацией в отечественной исторической науке по своей древности и значимости.

После смерти в 1402 году Олег положен был в иссечённом каменном гробе в Покровском храме. Подле Олега, в том же гробе, положена была и супруга его — великая княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, «1405 г. 5 декабря», а по Татищеву — в 1406 г. в тот же день декабря, в субботу.

Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены в первой половине XV века. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г. часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой.

Расцвет монастыря

Новый расцвет монастыря пришёлся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина), переведённого из Николо-Радовицкого монастыря (1688-1697). Именно при этом праведнике обитель приобрела свой нынешний вид.

Широкое строительство в стиле «нарышкинского барокко» развернулось в монастыре предположительно под руководством Осипа Старцева и Якова Бухвостова (создатель Успенского собора Рязанского кремля). Использовался знаменитый дединовский известковый камень, работали дединовские резчики. В 1689 г. был возведён каменный двухэтажный Свято–Духовской храм с трапезной. В трапезную палату церкви во имя Сошествия Святого Духа вела торжественная лестница.

В конце XVII века над Святыми вратами монастыря возвели Иоанно-Предтеченскую церковь вместо разобранного по ветхости храма в честь преподобного Сергия. В 1958 г. в алтарной апсиде церкви Иоанна Предтечи была найдена записка, позволившая определить дату строительства храма (7203 от сотворения мира или 1695 от рождества Христова). Восьмерик церкви украшен большими, почти в рост человека, полихромными изразцами — вставками с изображением четырёх евангелистов, представляющими важную художественную ценность. Автором изразцовых фигур был известный московский мастер Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях.

Фото: архив

Внешне как будто ничем не примечательная, Рождественская церковь принадлежит к группе довольно редких в древнерусской архитектуре двухстолпных храмов. Это значит, что внутри храма было не 4, а только 2 столба, поддерживающих свод. Сейчас их нет, но указания на них остались в виде фасадных лопаток, проходящих посередине северного и южного фасадов. Интересны, впрочем, не конструктивные детали, а характерная для XVI века классическая строгость форм Рождественской церкви.

Перед революцией

К началу ХХ века в монастыре было 5 храмов: каменный одноэтажный пятиглавый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, холодный каменный двухэтажный храм в честь сошествия Святого Духа на Апостолов (на нижнем этаже которого находилась церковь во имя Преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского). А через капитальную стену — тёплая трёхпрестольная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, над притвором которой была каменная колокольня. Весь монастырь был обнесён оградой с тремя башнями и тремя воротами, главные из которых украшала церковь Иоанна Предтечи. Крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями интереснейший ансамбль.

Время возрождения

Монастырь закрыли в 1923 г., а монахов разогнали или арестовали, здания частично разрушили, остальные пребывали в запустении. Многие святыни погибли, другие — реквизировали в музей (в том числе останки князя Олега и его кольчуга). Сначала в обители создали колонию для малолетних преступников, затем устроили склады. Позже тут разместилась администрация Солотчинского района.

В 60-е годы начались реставрационные работы. Реставрацией руководила Ирина Валентиновна Ильенко. В 80-е гг. был отреставрирован Рождественский храм. На территории монастыря был даже снят известный советский фильм для детей «Золушка».

Фото: архив

Летом 1992 г. на храме Рождества Пресвятой Богородицы после долгих лет запустения вновь появились золочёные кресты. 26 ноября 1994 г. по указу Патриарха Алексия II монастырь был открыт уже как женский. Стараниями насельниц обитель начала возрождаться. В том же году был освящен храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, а на Успение Пресвятой Богородицы состоялся первый иноческий постриг, который совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Стараниями сестёр обитель преобразилась. Снова закипела привычная монастырская жизнь в стенах обители. Ещё не всё восстановлено, но заботливая рука чувствуется повсюду.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах