Быстро пролетает время, и вот мы уже на пороге нового года. Сейчас каждый из нас в той стадии, которую уместнее всего назвать предвкушением. У каждого оно своё – для кого-то это период суеты и попытки успеть то, что ещё не удалось… Для кого-то - время спокойной и размеренной подготовки. Неважно, в каком стиле мы подошли к финалу года, важно, чтобы настроение было предпраздничным.
Надеемся, в создании новогоднего настроения поможет беседа с нашим гостем – певицей, композитором, педагогом по вокалу Эллой Хрусталевой. Давайте настроим свой внутренний камертон на радость, легкость, любовь…
Между музыкой и лингвистикой
– Зоя Мозалёва, «АиФ-Рязань»: Складывается ощущение, что вся ваша жизнь пронизана музыкой. А можете вы вспомнить, как она появилась в вашей судьбе?
– Элла Хрусталёва: Думаю, музыка приходит в жизнь человека не из музыкальной школы, она в самой живой ткани жизни. В семье моей мамы все родные были очень музыкальными – кто-то самостоятельно освоил гармонь и аккордеон, кто-то пел в церковном хоре… Да и вообще, всегда пели и музыку тонко чувствовали. По папиной линии тоже были натуры артистичные, характерные, с открытой нараспашку душой. Так что моя музыкальность уходит корнями глубоко-глубоко...
– Сегодня без музыки Эллу Хрусталеву невозможно представить, но так было далеко не сразу. Прежде чем найти свой путь, вы успели попробовать себя в разных сферах. Не жалеете, что не сразу почувствовали собственное призвание?
– Поначалу был филологический факультет, хотя уже тогда были мысли о музыкальной или артистической стезе, даже подумывала поступать в Москву. Но я была слишком домашним ребенком, и к учебе в столице была совсем не готова. Да и лингвистика, с которой в моей жизни многое связано, очень близкая и дорогая мне сфера.
После третьего декрета
– Вы учились на литфаке, видели себя на этом поприще, но в какой-то момент произошел переворот…
– Петь я начала на третьем курсе – наш знаменитый джазмен Александр Семячкин искал солистку для своего коллектива и предложил мне попробовать. Так вот и «мечусь» до сих пор между лингвистикой и музыкой.
– Вы преподавали в педагогическом вузе, подавали большие надежды, а потом вдруг все-таки решили изменить свою судьбу. Как на это решились?
– Я любила преподавательскую деятельность, но преподавание требует много сил, времени для подготовки, и, конечно, нужно было развиваться, защищать научные работы. А для меня всегда был очень важен вопрос распределения сил – после третьего декрета эта тема стала особенно актуальной. К тому же я понимала, что душа моя всё уверенней стремится к музыке, и это надо претворять в жизнь.
– Элла Александровна, как маме трех детей удалось решиться на такое кардинальное изменение своей судьбы?..
– Я очень благодарна своей семье, которая меня во всем поддержала. И мои родители, и мама мужа очень внимательно отнеслись к моим стремлениям. Наверное, почувствовали, что это важный для меня момент, момент истины... В Рязанском музыкальном училище тогда обучали только классическому вокалу, мне же всегда был ближе джаз, и я стала рассматривать вариант поступления в эстрадно-джазовое училище в Москве. Многое из того периода можно вспомнить – как с семьей собирали деньги на мое обучение, как ранними электричками отправлялась за джазом в столицу, и ведь всё получилось! Когда Юрий Саульский, у которого я впоследствии училась, спросил, почему я не приехала учиться 20-летней, я отвечала, что у меня той не было тех песен, которыми я бы гордилась и решилась показать...
В 30 лет я уже была готова к Москве, накопила достаточно сил, чтобы не разочаровываться, не очаровываться соблазнами, которых в Москве немало – продюсеры, которые приходили в наше учебное заведение, приглашали участвовать в коммерческих проектах, и, конечно, их интересовала только выгода, а не судьба артиста. Кто знает, смогла бы я в юные годы противостоять этому? А к 30 годам у меня уже была уверенность в себе, и я хорошо знала, что мне интересно, что я люблю и чем хочу заниматься, а от чего могу без сожаления отказаться.
Вот – новый поворот…
– Элла Александровна, после получения музыкального образования у вас была возможность остаться в столице, но вы решили вернуться в родной город…
– После окончания я осталась преподавать в училище, потом преподавала в РУДН, но всегда старалась выстраивать свой график так, чтобы как можно больше времени проводить с семьей. Семь лет жила на два города, а потом решила, что готова делать проекты в Рязани, да и любовь, которой мы напитываемся от дорогих нам людей, ни с чем не сравнится, это самое дорогое.
– Потом в вашей судьбе был «Голос», который многое изменил. В Рязани вас и так знали достаточно хорошо, но участие в этом проекте заметно прибавило популярности – о вас узнали люди, далекие от джаза. Что еще дал вам «Голос»?
– «Голос» стал новым поворотом в моей жизни. Могу сказать, что я интуитивно угадала тенденцию времени, хоть многие тогда и говорили мне, зачем это нужно в возрасте за 40… А ведь сейчас появился «Голос» 60+, где людям старшего поколения дают шанс реализовать себя, и я считаю, что это очень правильно. «Голос», безусловно, расширил круг моей публики. Благодаря популярному телепроекту многие задумки стало проще реализовать. Кроме того, участие в шоу подарило мне замечательные знакомства с талантливыми коллегами-музыкантами. К примеру, Ирина Богушевская, одна из моих любимых исполнительниц, узнала обо мне благодаря «Голосу», мы с ней сейчас общаемся и даже сотрудничаем – я участвую в организованном ей творческом квесте «Практикум вдохновения», а в прошлом году на концерте Ирины в камерном зале филармонии спели с ней дуэтом...
В Рязани не так много поклонников джаза, людей, предпочитающих музыку, над которой надо думать, надо трудиться душе, и всё-таки с годами их становится всё больше. Меня же всегда привлекала музыка долгоиграющая, долговолнующая, что ли... И очень близко мне наше советское ретро. Даже сейчас, работая со своими учениками и пытаясь выбрать что-то из современной эстрады, я с большим трудом нахожу для них подходящий репертуар и часто думаю: обращусь-ка я, пожалуй, опять к своим любимым песням 60-70-х… Наверное, потому что тогда не халтурили и знали больше о настоящих чувствах.
– Вы много работаете с детьми, а собственные дети связаны с музыкой?
– В их жизни, безусловно, присутствует музыка, но нет, ни один из них не выбрал её в качестве профессии. Дочка Оля занимается международной журналистикой и планирует в будущем, когда будет время, освоить скрипку. Младший, Антон, учится в вузе и играет в рязанской группе «Красочно бледно» на барабанах. Средний, Илья, занимается бизнесом, хорошо разбирается в современной музыке и кино. Все они поют, у всех хорошие от природы голоса. И очень приятно, что они охотно помогают мне — например, в съёмках и монтаже в наших новых онлайн-реалиях.
«Когда приходит год молодой…»
– Сейчас мы в предвкушении встречи нового года. Как вы создаете новогоднее настроение?
– Мы уже нарядили живую елку! Я не могу воспринимать искусственные, и так в нашей жизни много пластика. Меня радует только настоящая, с ароматом леса… Чувствуется, что праздник совсем рядом.
– В этом году вы принимаете участие в новогодней подготовке городской программы. Какие сюрпризы ждут рязанцев?
– Этот новый год будем встречать по-особому, в онлайн-формате. Уже сейчас артисты записывают свои музыкальные приветствия рязанцам, и я не исключение. И с детским хором 5-й гимназии пишем новогоднее выступление. Думаю, несмотря на все ограничения, все равно будет весело.
– Как вы планируете встретить 2021 год?
– Совсем недавно, казалось, Рязань была новогодней столицей, и моя песня, победившая в конкурсе, стала неофициальным гимном этого замечательного события. Так что прошлый год я встречала на сцене – после боя курантов мы с моей ученицей Машей Тюрютиковой исполняли нашу песню!.. В этом году встречаем с семьей, и это классно. Дети придут в гости.
– С какими надеждами вы встречаете новый год?
– Я еще и уходящий год провожаю с надеждой: с моим коллективом «Мама Джаз» мы приняли участие в международном конкурсе. Результаты будут известны уже на этой неделе. Держим кулачки!.. Наш коллектив полупрофессиональный – он состоит из педагогов гимназии №5, но это не помешало нам завоевать в 2017 году Гран-при международного конкурса «Романсиада без границ». Было немало и других побед и признаний за 15 лет существования группы.
– Мы провожаем год, который был очень непростым для многих. Вы ждете от наступающего года каких-то перемен?
– Очень надеюсь, что в следующем году мы сможем больше общаться, что будет больше концертов – радость живого общения с публикой не заменят никакие современные форматы.
А если говорить о планах на предстоящий год, мне бы хотелось доделать авторский альбом, где будут и песни с моими текстами – надеюсь, «Практикум вдохновения» поможет мне раскрыть эту сторону творчества. Планирую создать свой канал на YouTube – чувствую, что в этом есть необходимость. Намечен интерактивный концертный проект с филармонией, но подробности пока оставлю за кадром... Всем рязанцам я желаю творческого и благополучного года, наполненного живым искусством и живым общением!