Как изменилась ситуация с семейным устройством детей-сирот за последние несколько лет? Какие вопросы сегодня самые актуальные для приемных родителей нашего региона? Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем Рязанской региональной общественной организации «Ассоциация приёмных родителей» Юрием Змейковым.
Для лучшей адаптации
- Юрий Борисович, с чем и кто может обратиться в ассоциацию? Каким образом здесь помогают приёмным родителям?
- В организации у нас состоят преимущественно действующие приёмные родители. Но участниками наших праздников и акций (а их мы проводим много) в последнее время всё чаще становятся кандидаты в приёмные родители и люди, которые только подумывают стать таковыми.
Основная работа ассоциации - разными способами создавать поддерживающую среду для приёмных семей. Благодаря совместным выездам, собраниям, участиям в семинарах, соревнованиях, чаепитиях, которые мы проводим, у родителей появляется возможность познакомиться друг с другом и поделиться своим опытом и подходами в воспитании приёмных детей. Благодаря таким встречам, простое общение между родителями, у нас переросло в группы взаимопомощи.
Нельзя недооценивать и пользу такого подхода для самих детей. Благодаря этому, по уверению самих родителей, адаптация и реабилитация детей в новой семье проходит более гладко.
Организация старается проводить систематические тренинги и «прокачку» родительских компетенций приёмных родителей. Это очень эффективное подспорье для профилактики вторичного отказа. Помогает, если речь идёт о решении принять в свою семью детейподросткового возраста и детей с особенностями в развитии.
- Какие формы семейного устройства сегодня есть, и какие наиболее популярны?
- На сегодняшний день у нас существует три формы устройства детей на семейное воспитание: усыновление, опека и приёмная семья. Мне кажется, не очень корректно выделять наиболее предпочтительную форму. В каждом конкретном случае решение принимается в интересах ребёнка. Как правило, на усыновление идут дети до трёх лет, под опеку берут родственники, а в приёмные семьи попадают дети из так называемой трудно устраиваемой категории, это братья и сёстры, подростки и дети с особенностями в развитии.
Малышей практически нет
- Сложно ли сегодня усыновить ребёнка? С чего начать, какие шаги предпринять?
- Желающим взять ребёнка на воспитание в свою семью стоит обратиться в органы опеки и попечительства по месту прописки. Там подробно расскажут о каждой возможной форме семейного устройства, о документах, которые нужно предоставить, дадут направление в школу приёмных родителей. Семья должна предоставить данные о своём заработке, жилищных условиях и получить медицинское заключение о возможности стать опекуном. После того как будут собраны все необходимые документы, ООиП выдают заключение о том, что гражданин является кандидатом в приёмные родители, и только после этого начинается поиск и подбор ребёнка.
- Как изменилась ситуация с семейным устройством детей-сирот за последние несколько лет? Какие вопросы сегодня самые актуальные для приёмных родителей нашего города, региона?
- За последнее время в Рязанской области много сделано для развития института приёмной семьи. У нас открылись школы приёмных родителей, и обучение в них стало обязательным. И этот факт не может не радовать. Также стали появляться службы сопровождения замещающих родителей. На государственном уровне было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 481, регулирующее работу детских домов. Принимаются меры, направленные на профилактику социального сиротства. Что мы получили в итоге благодаря предпринятым мерам? Всё это здорово сказалось на устройстве детей от 0 до 3 лет. На сегодняшний день в федеральной базе данных детей-сирот, малышей этого возраста практически нет. Более того, выстаивается очередь желающих принять их в семью. Всё больше в семьи берут детей из так называемой «трудноустраиваемой» категории. И этот факт действительно радует, но одновременно ставит перед нами новые вызовы.
Без негатива и «розовых» очков
- Каковы перспективы развития института приёмной семьи в Рязанской области?
- Во-первых, нужно создать единую региональную площадку для обсуждения актуальных вопросов. А они, как правило, связаны с защитой прав и законных интересов детей, с профилактикой вторичных возвратов, повышением качества подготовки родителей к принятию ребёнка в семью, с отсутствием единого комплексного подхода к сопровождению приёмных семей. Эта площадка могла бы способствовать распространению лучших региональных практик и объединить представителей всех заинтересованных сторон, включая приёмные семьи, выпускников интернатных учреждений, выпускников из замещающих семей, специалистов сферы защиты детей, НКО, представителей исполнительной и законодательной власти. Кроме того, для развития и популяризации института приёмной семьи нужно активнее использовать ресурсы средств массовой информации. Хорошо бы наладить систематический и аналитический подход к освещению проблем социального сиротства.
- Кстати, приоритетная тема на сегодняшний день – освещение реальной жизни приёмных семей.
- Действительно так. Правда, зачастую популярным информационным поводом для средств массовой информации становятся истории о «плохих приёмных родителях». И сразу идёт волна негативного отношения ко всему институту приёмной семьи.
Наблюдается и другая крайность: порой в СМИ освещаются «розовые» истории, которые не отражают всей полноты и многогранности приёмного родительства. В погоне за интересным сюжетом опускается реальность, что приводит к формированию неправильных установок у потенциальных приёмных родителей. Также необходимо менять имидж детей-сирот подросткового возраста, каковых сегодня в интернатных учреждениях большинство. К сожалению, в сознании многих людей до сих пор витает не соответствующий действительности миф о том, что данная категория детей не адаптируется в семейном окружении, и о том, что они сами не хотят идти в семью.
Двигаться дальше
- Государство не планирует расширять список форм семейного устройства, добавлять, как сегодня принятого говорить, инновационные варианты?
- Разработка инноваций в сфере защиты прав и интересов детей, конечно, нужна. На государственном уровне уже рассматривают возможность внедрения новой модели замещающей семьи - так называемой профессиональной семьи. Идёт работа и по созданию иных форм возмездной опеки. Мы, кстати, предлагаем, не дожидаясь решений сверху, запустить новые модели в нашем регионе. И это может стать той жемчужиной Рязанской области, выделить нас среди других регионов ЦФО. У нас уже есть опыт и примеры того, как такие модели работают при посредстве некоммерческих организаций, есть понимание, куда двигаться дальше.
- А качество подготовки кандидатов в приёмные родители, а также порядок подбора их для ребёнка у нас сегодня на должном уровне?
- Приёмные родители однозначно нуждаются в системном повышении уровня родительских компетенций. Нужен, повторюсь, комплексный подход для сопровождения приёмных семей. Причём такой, который смог бы удовлетворить и всесторонние запросы детей, воспитывающихся в этих семьях.
Подытоживая вышесказанное, отмечу, что благодаря уже проведённой работе, всё больше детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на их возраст, поведенческие или иные особенности, обретают семьи, и это вселяет оптимизм.
- Кстати, у вас в семье есть приёмные или усыновлённые дети?
- Мы с супругой воспитываем семерых детей: троих – кровных (Еве 3 года, Матфею 7 лет и Вере 8 лет), четверых - приёмных (Кире 10 лет, Алексею 11 лет, Юле 13 лет, Александру 18 лет). Один из приемных детей (ему 21 год) уже живет отдельно. В нашу семью он попал в 15 лет. До этого был воспитанником специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIII вида. Сегодня он готовиться создать собственную семью, на следующий месяц назначена свадьба. Вот так и живём большой и дружной семьёй.
Досье
Юрий Змейков, руководитель Рязанской региональной общественной организации «Ассоциация приёмных родителей».
В 2001 году окончил Волжеский политехнический техникум по специальности «Техническое обслуживание типового промышленного оборудования». В данный момент получает психолого-педагогическое образование в РГУ имени Есенина.
С 2013 года возглавляет ассоциацию. Член Совета представителей общественных объединений семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Входит в состав общественного совета при министерстве образования Рязанской области.