Для осужденных в регионе создают рабочие места. Несомненно, хорошая новость. Вот только один небольшой нюанс: работать они будут «на гражданке».
Стоит ли бояться этих людей? Или осужденные за мелкие преступления не представляют опасности? А следит ли кто за ними? Вопросов у рязанцев возникло много.
Трудятся добросовестно
А появились споры после новости об открытии в Касимовском районе, на базе местного сельхозпредприятия, нового исправительного центра УФСИН на 150 осужденных к принудительным работам. 78 из них там уже трудятся сварщиками, столярами, ухаживают за животными, сообщает пресс-служба правительства Рязанской области.
А в Рязани 50 осужденных задействованы в работах по благоустройству города, сообщает пресс-служба администрации областного центра. Их по соглашению с УФСИН трудоустроили в Дирекцию благоустройства города. Осужденные к принудительным работам выполняют уборку парков, скверов, городских территорий от мусора и листвы, покос травы, обрезку деревьев и кустарников, ремонт малых архитектурных форм.
А кроме ДБГ, по словам начальника отдела организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, УФСИН России по Рязанской области Павла Сазонова, осужденные работают и в других организациях.
Стоит ли их опасаться? Некоторые из этих работников осуждены за мелкие преступления. Вряд ли взяточник с метлой может представлять опасность. Правда, есть и осужденные по более тяжким статьям, но за хорошее поведение заслужившие перевод на принудительные работы. Сергей Кострюков, директор агропредприятия в Касимовском районе, где и открыли исправительный центр, говорит, что доволен работниками: дисциплину они не нарушают, да и трудятся добросовестно. Кроме того, новый центр оборудовали техническими средствами надзора и контроля.
Ведётся надзор и за теми осужденными, которые трудятся на улицах Рязани. «Жалоб и нареканий у нас нет», — призналась главный технолог Дирекция по благоустройству города Ирина Трошина. Павел Сазонов добавил, все осужденные на своих рабочих местах «хорошо характеризуются».
«Не надо бояться этих людей, — призывает уполномоченный по правам человека в Рязанской области Наталья Епихина. — Все ошибаются в жизни. Всё бывает. За свои ошибки эти люди отбывают наказание, в том числе в таких исправительных центрах. Человек там не перестаёт быть человеком».
Выигрывают все
Положительных сторон в привлечении осужденных к принудительным работам намного больше. «На самом деле, от создания таких центров выигрывают все. Бизнес приобретает трудовые ресурсы. Люди проходят социальную адаптацию, получают востребованные профессии, — сказал на открытии центра в Касимовском районе вице-губернатор Рязанской области Артём Бранов. — Даже замена терминов „лишение свободы“ на „исправительные работы“ имеет значение».
«Да, взаимодействие с УФСИН помогает нам решить проблему кадрового дефицита, — соглашается Ирина Трошина. У нас давно наблюдается нехватка работников, сейчас проблема решается. Но у нас еще есть свободные вакансии, и мы надеемся в ближайшее время их закрыть осужденными из исправительных центров».
Начальника УФСИН России по Рязанской области Александр Комков добавил, что пребывание в исправительных центрах оказывает ещё и положительное психологическое влияние на осужденных. «После освобождения человеку значительно легче адаптироваться к нормальной жизни, многие остаются работать на тех же объектах», — обратил внимание Александр Комков.
«Нет изоляции от общества, в выходные осужденные могут по заявлениям выходить за пределы исправительного центра, видеться с родными, близкими и готовиться к освобождению», — пояснил уже Павел Сазонов.
Вольный человек
А что сами осужденные говорят? Один из них — Александр — работает в ДБГ. Нашим коллегам из ГТРК «Ока» рассказал, что он сейчас, можно сказать, вольный человек. «Все доступно. Телефоны доступны. Можно ходить в магазины, когда это удобно. Разница лишь в том, что со временем отбоя — в 10.00 — должны находиться на своем спальном месте в УФИЦ-2, — пояснил осужденный. — Свободно позволяют встречаться и с родственниками».
«Это очень хорошая практика. Я с ней познакомилась на встрече уполномоченных в Красноярском крае. И как раз там мы посетили один из исправительных центров, где применялся труд осуждённых. Они работали в сфере благоустройства города. И практика оказалась положительной, — рассказала Наталья Епихина. — Когда приехала, рассказала о ней нашему УФСИН. И рязанское управление тоже стало применять эту практику».
По словам омбудсмена, у таких работников есть преимущества. У них нет проблем с алкоголем — их привозят и увозят на работу. Поэтому осужденные вовремя придут на работу. За ними ведётся постоянное наблюдение — как они трудятся. То есть и качество их работы выше.
«Ещё и зарплату получают, то есть имеют возможность выплачивать деньги по исполнительному листу. А это уже и защита прав потерпевших», — заключила Наталья Епихина.