Старожиловский конезавод, который находится в 50 км от Рязани, — единственное в России место, где выращивают лошадей породы «русская верховая». Сегодня над этой породой нависла угроза — если ничего не изменится, уже через пару лет удивительные, грациозные, сильные лошади станут частью истории. О них будут вспоминать лишь в прошедшем времени.
Царственная грация
Когда-то эту породу именовали царской — представители императорского рода предпочитали именно таких лошадей. На конных портретах коронованных особ, как правило, можно увидеть представителей этой породы. При всей своей утонченности и аристократичности эти лошади отличаются выносливостью.
В XIX веке русская верховая покорила не одну всемирную выставку, блистая в Париже, Чикаго... Потомков тех победителей можно увидеть и сегодня, да вот беда, осталось их совсем мало. «Еще в прошлом году у нас было 63 матки, а сейчас мы были вынуждены сократить поголовье до 40», — говорит заместитель директора и ветеринарный врач Старожиловского конного завода Елена Шишкина.
Когда-то эту породу уже чуть не потеряли. «После Великой Отечественной войны представителей русской верховой почти не осталось, — рассказывает директор Старожиловского конного завода, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Владимир Демин. — В 1979 году по приказу минсельхоза было поручено воссоздать породу». Владимир Демин тогда возглавил кафедру коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии и вместе с другими энтузиастами ездил по всему Союзу в поисках представителей уходящей породы. Работа принесла результат, и в 1998 году комиссия признала русскую верховую воссозданной — порода пережила своё второе рождение. Прошло чуть больше 40 лет, и снова угроза исчезновения...
«На сегодня у нас около ста представителей породы. Ганноверской, например, 17000. Думаю, даже нет необходимости комментировать, — вздыхает Владимир Демин. — Сегодня гораздо легче заниматься разведением раскрученных пород — немецких, голландских. А между тем русская верховая — единственная отечественная порода, которая могла бы составить конкуренцию западным». О русских верховых Владимир Александрович может рассказывать часами, и это вполне заслуженно — их достоинства трудно переоценить.
Но сегодня царская порода переживает не лучшие времена. Предприятие испытывает серьёные проблемы с кормами. Дело в том, что собственных пастбищ у завода нет. До недавнего времени была земля, взятая в аренду, сейчас аренда закончилась, следовательно, выращивать корма и пастись лошадям больше негде. С деньгами на покупку тоже туго, ведь единственный источник дохода — продажа лошадей, а из-за сложной ситуации в стране число покупателей сократилось. Раньше завод получал ощутимую поддержку региона, но из-за появления других конезаводов финансирование существенно сократилось, прокормить лошадей на эти деньги невозможно.
Возрождённая из пепла
Находится Старожиловский конный завод в здании удивительной красоты — в XIX веке представители известного в России рода фон Дервизов построили для лошадей настоящий замок. Огромное здание, просторные конюшни... Оригинальное здание даже собирались включить в реестр ЮНЕСКО. Да вот беда, состояние замка сегодня плачевное. Для лошадей, которые находятся здесь, это небезопасно.
Некоторое время назад правительством области была создана комиссия, которая готовит проект развития Старожиловского конного завода. Изначально проект планировали подготовить к апрелю этого года, потом сроки переместились на октябрь... Понятно, что вопрос очень непростой, и для его решения требуется время. Но пока проект разрабатывается, лошадям надо кушать, причём каждый день. Время дорого ещё и потому, что риск потерять породу очень высок. «Угроза огромная, и она постоянно висит в воздухе», — переживает Елена Шишкина.
Бывший начкон завода Владимир Фролов считает, что в первую очередь надо решить вопрос с землёй для выгула животных, и помочь в этом может только власть. Идеальным решением вопроса, по мнению опытного начкона, было бы, если бы завод стал государственным. Владимир Константинович душой болеет за породу, ведь он проработал на Старожиловском конном заводе более четырех десятилетий и даже сейчас, выйдя на пенсию, все равно приходит к любимым лошадкам.
«Мы не унываем и надеемся, что вопрос всё-таки решится благополучно, — говорит Владимир Демин. — Ведь русская верховая — это настоящее достояние народа. Её нельзя потерять».
Всё в этой истории уникальное — и сама порода, и здание завода... Казалось бы, это место должно быть одним из туристических магнитов Рязанского края. Но даже несмотря на популярность у туристов магнитом его, увы, не назовёшь. Уместнее именовать болевой точкой. Будем верить, что завод со всем справится, и мы сможем написать, что русская верховая снова возродилась из пепла...