Полезно, здраво, милосердно. Что такое фудшеринг и кого он может поддержать

Директор организации «Фудшеринг» Александра Кумпан. © / "Формула успеха"

Выбрасывать продукты, пригодные для употребления в пищу, у наших дедов всегда считалось грехом, а накормить нуждающегося — благом. Сегодня в России одна из некоммерческих организаций смогла организовать целую систему помощи малоимущим и бедствующим. Рассказывает директор организации «Фудшеринг» Александра Кумпан.

   
   

Экономика замкнутого цикла

— Александра Юрьевна, насколько фудшеринг популярен в России? В каких городах и с чем связан интерес к такой практике?

— Фудшеринг — это сервисы по распределению продуктов, которые по какой-то причине оказались невостребованными. По сути, фудшеринг — это пример экономики замкнутого цикла и способ рационально использовать уже произведенные продукты. С каждым годом он становится все более популярным, поскольку все больше людей отдает предпочтение устойчивым практикам.

Важно не только правильно сортировать отходы, но и не выбрасывать пригодную еду, находить ей применение через фудшеринг. В первую очередь эта система развивается в крупных городах. При этом все чаще появляются локальные фудшеринг-проекты за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. По данным ТИАР-Центра, фудшеринг-сервисы спасают около 7,5 тыс. тонн еды в год.

— Кто занимается таким спасением и кому это помогает? Интересно узнать, из каких сфер эти люди, сколько им лет, почему им это кажется важным, исходя из вашего опыта?

— Фудшеринг существует в разных форматах. Часто люди делятся пригодными продуктами между собой через чаты, районные группы или специальные приложения. Модель нашей некоммерческой организации выглядит так: волонтеры ежедневно забирают продукты, которые оказались невостребованными в кафе, магазинах, пекарнях, и распределяют их среди своих подопечных. Как правило, у каждого волонтера есть 3-5 семей, которым он помогает на регулярной основе. Это многодетные семьи, пенсионеры или люди в сложной жизненной ситуации.

Ежедневно в деятельности нашего «Фудшеринга» в столице участвует более 250 волонтеров. В среднем это люди 40-45 лет из разных сфер: преподаватели, предприниматели, медицинские работники, юристы, домохозяйки и т.д. Значительная часть наших волонтеров — женщины, их 79%. По нашему опыту волонтерами фудшеринга становятся: из экологических соображений: считают, что пригодные продукты не должны выбрасываться, и помогают снижать пищевые отходы в магазинах и кафе, социально ответственные люди хотят помогать другим. «Поделёжка» позволяет поддерживать тех, кто живет неподалеку от волонтера без дополнительных финансовых вложений с его стороны.

   
   

Мешает налоговый барьер

— Как система распределение невостребованных продуктов связана с ритейлом? Есть ли в России сотрудничество между ними?

— В 2022 г. для фудшеринга в России случился большой прорыв — к фудшеринг-сервисам стали подключаться крупнейшие торговые сети, включая X5 Group, «Вкусвилл», «Магнит». Тем не менее, одним из барьеров для этой деятельности остается НДС, который крупные компании вынуждены платить при передаче продуктов фудшеринг-сервисам (до 20% от стоимости товаров). По данным опроса, который наша организация проводила в конце 2022 г., остальные ритейлеры из топ-10 также рассматривают внедрение фудшеринга при условии снятия налогового барьера. Сейчас законопроект об отмене НДС находится на рассмотрении.

— Как кафе и рестораны могут включаться в фудшеринг и какие есть законодательные ограничения для этого?

— Подключаться к этой системе могут практически любые организации, которые реализуют продукты питания. Это может быть как крупный федеральный бизнес (торговые сети, гостиницы, рестораны), так и локальные предприниматели, например кафе у дома или районная пекарня. Фудшеринг — это способ проявить заботу о планете и людях. Примечательно, что для малого и среднего бизнеса НДС не является барьером, поскольку многие предприниматели пользуются упрощенной системой налогообложения.

Кумпан Александра Юрьевна, участник проекта «PR Акселератор «Формула успеха»