Симптомы следствия. Рязанский следователь рассказал о нюансах профессии

По итогам работы за 10 лет Касимовский МСО признан лучшим отделом © / СУ СК РФ по Рязанской области

Зима, мороз минус 30 и непрерывные шесть часов работы во время осмотра места преступления — в заледеневшем доме, где накануне произошло жестокое двойное убийство… Именно так начиналось одно из первых расследований Александра Федина, когда он устроился на службу в следственный комитет. Сейчас Александр Александрович возглавляет следственный отдел в своем родном, Касимовском районе. В зоне его ответственности также Пителинский и Клепиковский районы.

   
   

Вслед за Дукалисом

«Родился я в касимовском селе Крюково. После школы поступил в Рязанский филиал Московского университета МВД. Классе, наверное, в девятом понял, что хочу стать следователем. Помните, тогда как раз фильмы эти начали показывать, ну, с Дукалисом?», — улыбается Федин.

Учеба в институте была действительно интересной.

«Еще будучи студентами, мы начали знакомиться с реальной работой следователя. Хотя первая практика у меня прошла в отделе кадров. А все из-за красивого почерка, — рассказывает следователь. — Помню, у нас было собрание по поводу распределения в следственные отделы, и в конце руководитель отдела кадров попросил, чтобы каждый написал на листочке свою фамилию. Посмотрел он на этот листочек и говорит: «Все сейчас идут распределяться, а Федин остается». Оказалось, очень хороший почерк у меня — решили оставить в кадрах».

Работать с личными делами сотрудников Александру не понравилось все казалось однотипным. На вторую практику стал проситься в «поле» — очень хотелось посмотреть, как работают настоящие следователи. А тогда в городе как раз вал краж был. Вместе с действующими сотрудниками студенты ездили на задержания, арестовывали, направляли дела в суд.  

«Еще у нас интересная практика на четвертом курсе была, — вспоминает начальник отдела. —Преподаватели придумали для нас настоящее преступление (это была кража из магазина). И мы, будущие следователи должны были подробно расписать все свои действия — от осмотра места происшествия до получения обвинительного заключения и передачи дела в суд. Дело было выдуманным, но работа над ним — настоящей. Это стало для меня большой подмогой, когда после выпуска я пришел на работу в следствие»

Первые дела

Александр Федин окончил вуз в 2006 году и, согласно распределению, начал службу в Касимовском ГРОВД. Интересно, что, когда утроился, его одного на дежурство поставили, хотя обычно так не делали — младший сотрудник всегда в паре со старшим должен был работать.

   
   

«Помню, лето, рабочий день окончен, на часах 18:10 — я выхожу с работы и тут звонок. Дежурная часть: «У нас квартирная кража. Много золота украли». Это был мой первый выезд на место преступления в рядах сотрудников следственного отдела милиции. Тогда я будто перенесся в ту свою институтскую практику – все как мы на учебе делали. Старался обращать внимание на каждую деталь — вплоть до размера дверей, которые, к слову, на пять сантиметров от стандартных отличались. И сейчас по тому же принципу работаю — а по-другому нельзя», — говорит следователь.

Спустя год Александр Федин перешел на работу в прокуратуру, а затем — в следственный комитет. Одно из его первых расследований — двойное убийство в Туме.

«Зима была. Мороз лютый — минус тридцать. Мы приезжаем на место преступления. Убийство произошло дня два назад. Тела лежат в доме, который успел уже совсем остыть — холодно, как на улице, — рассказывает следователь. — Были убиты двое мужчин. У одного напополам разрублена голова, у второго — огнестрельное ранение. Убийца скрылся. Мне тогда часов шесть пришлось работать на месте преступления, проводить осмотр. Уже и руки окоченели, и чернила не пишут… Отогревался потом в отделе горячим чаем. И прерваться на отдых нельзя — важно как можно скорее установить личность подозреваемого и начать следственные действия с ним».

Задержали злоумышленника уже на следующий день. Нашли и орудия убийства — самодельный пистолет 19-летний преступник спрятал в топке печи, в доме, где убил приятелей. А топор, которым перерубил голову одного из них, закинул на крышу своего дома.

Однако не всегда в работе следователя все идет по плану — бывает, что расследование стопорится, а к разгадке приводит абсолютно неожиданная случайность, которую, к слову, тоже надо умудриться заметить.

Сколько веревочки ни виться…

«Зверское преступление произошло в касимовском селе Коротово. Была зарезана семейная пара. Мужчина скончался на месте, в собственном доме. Его жена, окровавленная, доползла до соседки и буквально на ее пороге умерла, — вспоминает тот случай Федин. — Расследовал я это дело долго, месяцев четыре или пять. Много людей допросил. И тут поступает вызов еще на одно убийство — женщина зарезала мужчину, в дежурке сказали, странная, на оперов орет, разговаривать ни с кем не хочет… Приехал — она меня узнала (я еще по тому убийству ее допрашивал) и все рассказала».

Оказалось, эта женщина выпивала частенько с односельчанами. В тот вечер компанию ей составил мужчина, который, выпив, вдруг спрашивает: зачем же, мол, твой брат этих супругов-то убил? Они же ему ничего плохого не сделали. Взволновалась собутыльница, схватила нож, да и вонзила лезвие в этого случайного свидетеля. А брат ее действительно оказался человеком, который убил супружескую пару почти полгода назад. Его задержали как раз, когда он уехать в Москву собирался — буквально с автобуса сняли.

Еще одно расследование, которое имело необычный итог, — поиск без вести пропавшего мужчины.

«Долго не могли найти его, возбудили дело об убийстве, — рассказывает Александр Александрович. — А потом пропал мальчик, 14-летний подросток. Его розыском занялся мой коллега. Вдруг звонит и рассказывает: «Допрашивал, говорит, одного мужичка тут. У него дома так гарью пахнет, невозможно просто — сам пропах весь. И родственники пропавшего мальчика говорят, что иногда от него гарью пахло, видимо, к нему ходил». И тут у меня будто щелкнуло что-то: ведь, когда того мужчину пропавшего искали, тоже допрашивали этого сельчанина, с запахом гари (по информации с телефона пропавшего на него вышли). Вези, говорю, его сюда».

В время допроса в отделе подозреваемый признался, что убил мальчика и сжег его тело в печке, того мужчину, пропавшего, тоже убил и в огороде у себя закопал. Рассказал и о третьей жертве, которая также покоится на приусадебном участке.

Порой именно по таким, казалось бы, незначительным деталям, как в данном случае запах гари, следователи и разматывают криминальный клубок до конца.

В 2009 и 2010 годах Александр Федин был признал лучшим следователем Следственного управления СК РФ по Рязанской области.

Фото: СУ СК РФ по Рязанской области

Следствие — это искусство

Есть у следователей и собственные профессиональные «гаджеты».

«Например, мы используем в работе специальный препарат, который помогает выявить следы крови, — делится руководитель следственного отдела. — Вот совсем недавно было убийство.  Мужчина зарезал своего коллегу. А тело сбросил в подвал. Кровь на месте преступления он тщательно замыл, в квартире навел порядок и ушел. Мать стала искать сына. Пришла к нему домой — никого нет, вроде все чисто. Обратилась в полицию. Прибывший следователь воспользовался этим препаратом, видит — возле подпола невидимые ранее следы крови проявляются. Открыли — а там труп. Еще сами пользуемся металлоискателями, а уж если более сложная техника нужна, обращаемся к следователю-криминалисту».

— Каждое ваше дело — это чья-то трагедия. Получается ли не пропускать через себя каждый раз чужую беду?

— Я вот что скажу: следствие — настоящее искусство. Это и работа, и образ жизни, и хобби, и все на свете. Быть следователем — это жить в каком-то отдельном мире. Слава богу, у меня семья с этим как-то смиряется. Очень часто бывает, что ты вроде и дома, но мыслями на работе. А тут еще и звонок — новое преступление... При таком образе жизни, действительно, к трагедиям, с которыми приходится иметь дело, относишься совсем не так, как обычный человек. Конечно, стараешься всегда утешить потерпевших, терпеливо что-то объяснить. Но своим чувствам и эмоциям волю давать нельзя — это может сильно помешать работе. Такой вот синдром следствия.

— Какими качествами должен обладать хороший следователь?

— В первую очередь он должен уметь общаться с людьми — со свидетелями, с потерпевшими, с подозреваемыми… Если он может расположить к себе и одну и вторую сторону, понять людей, взамен что-то объяснить им, то будет результат.

Еще следователь должен обладать настойчивостью. Не сидеть на месте, а самому двигаться вперед — за него его работу никто не сделает. Мне жаль ребят, которые учатся на следователей и искренне надеются, что целый день будут сидеть в удобном кресле, а ровно в 18:00 уйдут домой. Такого не будет. Наша профессия — одна из самых сложных. В реальности следователь должен уметь все. Он должен уметь работать и за участкового, и за оперативника, и за самого следователя. Поэтому я убежден, что только общение, настойчивость, наблюдательность принципиальность и упорство могут привести к результату.

— Помогают ли профессиональные навыки в повседневной жизни?

— Безусловно. Мы же не только убийства и изнасилования расследуем. Занимается и экономическими преступлениями, налоговыми. Благодаря этому мы, следователи, сразу видим, когда нас хотят обмануть, к примеру, по определённым причинам откажемся подписывать сомнительный договор или переводить деньги с карты по просьбе «сотрудника безопасности банка». Я думаю, что благодаря нашей профессии мы даже как-то спокойнее идем по жизни — не попадаясь на различные уловки мошенников.

— О чем мечтаете?

— Да много о чем. Сейчас вот мечтаю все-таки вырваться в августе в двухнедельный отпуск, да немного отдохнуть. Еще мечтаю, чтобы наш отдел никогда не снижал планку.

Касимовский МСО по итогам работы за 10 лет занял в управлении первое место.

«По всем направлениям мы занимаем лидирующие позиции, — с гордостью отмечает руководитель. — Ребята мои стараются. В штате работаем я, пять следователей, помощник следователя и водитель. Обслуживаем мы таким составом три района: Касимовский, Клепиковский, Пителинский. Недавно двоих специалистов у меня на повышение забрали, но зато в июне в отдел пришел молодой следователь Владимир Алешин. Неплохо справляется — за полтора месяца уже закончил два уголовных дела. Так что будем расти дальше».

Редакция «АиФ-Рязань» поздравляет сотрудников СУ СК РФ по Рязанской области с профессиональным праздником! Пусть раскрытых дел становится больше, а новых преступлений — меньше!