Предложение превышает спрос. Что мешает борьбе с алкоголизмом в Рязани?

«Пей до дна», – весело кричат гости на празднике, желаю здоровья виновнику торжества. Но лучше не пить до дна, а ещё лучше – вообще не пить. Тогда здоровье точно сохранится. Простая, казалось бы, истина, но почему-то чуждая многим нашим людям, которые и с поводом и без повода готовы при первой возможности «утонуть в бутылке».

   
   

Очень интересный праздник отмечается в мире 21 января – день алкогольной независимости. Он как раз напоминает, что радоваться жизни можно и без злосчастной бутылки, не обязательно в ней тонуть. Праздник один раз в году об этом напоминает, а наш гость – психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии РГМУ Алексей Меринов твердит об этом ежедневно.

Рано хлопать в ладоши

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Алексей Владимирович, прежде чем приступить к разговору напомните: в Рязани в целом в плане болезни людей алкоголизмом – какова ситуация? Действительно ли она сложная?  

Алексей Меринов: Точными цифрами, конечно, не располагаю, могу только поделиться своим личным мнением. При этом я не утверждаю, а предполагаю. Предполагать я, как специалист, всё же имею право. Официально, если не ошибаюсь, статистика за последние несколько лет такова: количество употребляемого алкоголя на душу населения снижается. Вроде бы повод хлопать в ладоши, вроде бы на лицо успех от социальной рекламы, многочисленных профилактических акций, направленных на ЗОЖ. Но часто, выходя на улицу, мы видим несколько иную картину: число людей, употребляющих алкоголь, не уменьшается, а увеличивается. Причём в числе этих людей немало пьяных подростков, которым вроде бы по закону вообще нельзя продавать алкоголь.

– Об особенностях продажи алкоголя в наше время говорили с вами в прошлый раз…

– Да-да, что получается? С одной стороны, боремся с алкоголизацией населения, а, с другой, поощряем её, разрешая в супер и гипермаркетах торговать спиртными напитками в любых количествах. 

Как результат, обратите внимание, все самые лучшие места в магазинах заняты алкоголем. Покупай, что хочешь и в любом количестве.
   
   

– И люди «клюют». Охотно покупают. Но все ли они алкоголики?

– К очень интересной теме подошли с вами. Смотрите, сегодня алкоголики – это не обязательно люди с красными носами. Алкоголизм сейчас приобрёл несколько иную форму. Эта болезнь проникает в жизни довольно-таки успешных, занимающих хорошие должности людей, у которых есть семьи, дети… Они всю неделю работают, а на спиртные напитки начинают налегать в пятницу, в субботу продолжают, не ограничивая себя, как говорится, объёмами выпитого. А в воскресенье останавливаются – в понедельник же на работу. Они не считают себя алкоголиками. И это большое заблуждение.

Разумеется, значительное количество покупателей алкоголя вовсе не страдают алкогольной зависимостью: среди них масса культурно пьющих, «жертв» существующих традиций, но, увы, определённые риски и в этих группах существуют.

Бизнес, одумайся!

– Если покупают спиртные напитки, не ограничивают себя объёмами, как говорите, тогда почему же статистика то улучшается?

– Ну, к примеру, в статистику то не попадает алкоголь, который люди сами делают. А вы обратите внимание, как резко стало увеличиваться число магазинов, которые продают оборудование для изготовления крепких алкогольных напитков, как увеличилось число самых разных форумов в Интернете, на которых люди обсуждают, как сделать вино, самогонку или пиво в домашних условиях. Число таких магазинов скоро сравняется с числом аптек.

–Зарабатывают на слабине людей…

– Этот бизнес ведётся испокон веков. Давно уже поняли, что на алкоголе можно здорово заработать, что всегда будут и люди, готовые пропивать последнее.

– То есть должны быть, на ваш взгляд, какие-то ограничения для бизнеса по торговле алкоголем?

– Конечно, должны. Если посмотреть на критерии алкогольной и наркотической зависимости, с точки зрения медицины и социальных последствий мы не увидим никакой разницы. Желание повторно употребить есть? Есть. Психическая и физическая тяга есть? Безусловно. Но: наркотики запрещены, а алкоголь абсолютно легитимен – его можно на каждом углу купить. В некоторых странах к алкоголю относятся именно как к наркотику. И это правильно. Считаю, что в какой-то мере с бизнесом пора уже начинать вести какую-то работу – на законодательном уровне. Не нужно откладывать в ящик этот вопрос. Только вдумайтесь, к чему мы уже пришли: неупотребление алкоголя в компании друзей уже приравнивается окружающими людьми к какому-то психическому заболеванию. И сразу появляется стереотип, мол, не пьёт человек, значит с ним что-то не так, ничего доброго от него не жди.

То есть человек может быть действительно за ЗОЖ, а его уже считают больным, с ним не дружат, он становится чуть ли не изгоем. Так же и в молодёжных компаниях: не пьёшь, значит, ты – маменькин сынок. Чтобы доказать обратное, пьют и далее начинают «алкогольную траекторию». Да это же неправильно!

Причина многих смертей

– Из сказанного вами делаю вывод, что на ваш взгляд недостаточно у нас принимают мер для борьбы с алкоголизацией населения?

– Совершенно верно. Конечно, какие-то меры предпринимают. Реанимируют ту же систему вытрезвителей. Думаю, это правильно. Но нужны и другие меры. Человеком, который болен алкогольной зависимостью, должны заниматься специалисты. А у нас, напомню, большое распространение получил «бизнес» – по выведению человека из запоя: приезжают на дом с капельницей. Ну давайте называть вещи своими именами. Эти «специалисты» заинтересованы в полном выздоровлении своих пациентов? Нет, они ненадолго приводят клиентов в порядок, а после ждут, когда они опять сорвутся. Вот, в частности, к чему пришла наша наркология. Конечно, не вся.

– Для вас, как для психиатра, алкоголизм – это, в первую очередь, как я понимаю, психическая болезнь?

– Да, это в большей мере психическая болезнь, если хотите – душевное заболевание, которое надо обязательно лечить. Хочу напомнить, что алкоголизм – одна из главных причин смертности трудоспособного населения, чаще всего – мужского пола. Алкоголь приводят к сердечно-сосудистым, гастроэнтерологическим и другим заболеваниям. А сколько суицидов совершенно в состоянии алкоголя? Сколько человек тонет, замерзает в снегу после употребления спиртных напитков? Сколько смертельных ДТП совершено пьяными людьми? Сколько криминальных эпизодов, в том числе убийств совершено после принятия алкогольных напитков? Сколько детей покалечено алкоголизмом? Много, очень много... Да, неудобно об этом говорить, но надо!

P.S.: Подробнее на эти и другие вопросы психиатр-нарколог Алексей Меринов отвечает на своём канале в Youtube «Если дома алкоголик»

ДОСЬЕ
Алексей МЕРИНОВ. Психиатр-нарколог. Доктор медицинских наук. Профессор кафедры психиатрии Рязанского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова. Окончил этот же вуз.