Ох уж эти бордюры… Насколько Рязань удобна для велопрогулок?

В Рязани нужно развивать велотранспортную инфраструктуру. © / pixabay.com

На фоне всё возрастающих в городе пробок многие рязанцы не прочь пересесть на удобные велосипеды, чтобы быстро передвигаться по улицам областного центра. И для здоровья такая активность полезна. Столько, казалось бы, плюсов… Но не всё так просто. Город, что уж там говорить, мало приспособлен для поездок на велосипеде.

   
   

Почему так сложно решить эту проблему? Свою точку зрения высказывает один из инициаторов развития велотранспортной инфраструктуры в городе, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Рязанской области по направлению «Городское развитие» Сергей ЖИРЯКОВ.

Нужно всё продумать

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Сергей Михайлович, развитие велотранспортной инфраструктуры – одна из самых больных тем в городе. По сути, спокойно покататься на велосипеде можно только в Лесопарке, ЦПКиО и, возможно, на Лыбедском бульваре. Больше мест нет. В прошлом озвучивали некие проекты соединения зелёных зон велодорожками, но до реализации этих проектов дело не дошло. Уверен, на встречах самого разного уровня вы не раз поднимали эту тему. Есть ли у вас какие-то предложения или проекты?

Сергей Жиряков: Да, проекты есть. Один из самых основных – велодорожка, соединяющая Лесопарк, Соборный парк около Кремля и ЦПКиО. Основная её особенность в том, что она должна проходить в пойме р. Лыбедь. Эта велодорожка – такая велотранспортная «аорта», пересекающая центр города. Из неё будет удобно и быстро выехать на любую улицу и продолжить движение. Просто представьте, каких-то 10 минут неспешной езды на велосипеде от Лесопарка, и ты уже на пл. Ленина, например. Никаких пробок, просто едешь по тихой улочке и наслаждаешься красивыми видами.

Кстати, парки не очень-то годятся для езды на велосипеде. Там пока нет велодорожек, и все вынуждены передвигаться рядом с пешеходами, что неудобно и подчас опасно. Ведь не нужно забывать, что велосипед – транспортное средство, которое может разгоняться до приличных скоростей. В парках тоже всё должно быть устроено правильно – пешеходы идут по пешеходным дорожкам, велосипедисты едут по велодорожкам, в отдалении от пешеходов. Когда соблюдается такая обособленность, всем будет комфортно и безопасно.

— Отдельная тема – сам город. Всё больше рязанцев хотят на работу в теплое время года ездить на велосипеде, чтобы не стоять в пробках. Но, откровенно говоря, это не безопасно. Улицы и дороги не рассчитаны на велосипедистов. Неужели создание велотранспортной инфраструктуры – это настолько сложное и затратное дело?

— Как я люблю говорить: если бы это было просто, то это уже давно было бы сделано. Действительно, не так просто сделать качественную велоинфраструктуру. А некачественную делать совершенно не хочется, ведь если сделать ради того, чтобы сделать, то это не будет работать. Проект будет нежизнеспособным или, ещё хуже, - опасным. Допустим, есть велодорожка, но она не освещена. Разве кто-то по ней поедет в тёмное время суток? Значит нужно делать на всём протяжении качественное освещение. Есть ли для этого техническая возможность? Сколько одно такое освещение будет стоить денег? Вопросы абсолютно не риторические, а требующие конкретных цифр и ответов.    
   

Если же говорить про наши улицы и дороги, то должен сказать, что наши улицы могут себе позволить велоинфраструктуру. Узкие европейские улицы находят место для велодорожек, а наши широченные тем более найдут. Возможно, за счёт уменьшения ширины автополос, или даже за счёт уменьшения количества полос для автомобилей. И конечно, этот вопрос должен прорабатываться системно, с привлечением качественных специалистов, которые смогут просчитать различные варианты и спрогнозировать результаты. Нам не нужно придумывать всё с нуля, нам нужно взять успешный опыт других городов и принести его в Рязань. Для этого должен быть запрос от общества (а он, кстати, есть), и политическая воля.

Без разделения никак

— Что же нужно сделать, чтобы велосипедисты комфортно чувствовали себя на улицах города, не боясь попасть под машину или сбить пешехода?

— Нужно спроектировать велодорожки максимально обособленными от автодорог, тротуаров и пешеходных дорожек. То есть для любого из участников дорожного движения должно быть ясно – здесь едет автомобиль, тут велосипед, тут идёт пешеход. А между ними какое-то разделение. Это может быть газон, столбики и т.д. При этом у всех обязательно воспитывать культуру поведения. Ведь масса примеров, когда пешеходы безапелляционно идут по велодорожке и возмущаются звонкам велосипедистов! Но ведь для вас есть тротуар! – «нет, нам тут удобнее! Объехать, что ль, не можешь!».

Иногда мамы с колясками выбирают гладкий асфальт велодорожки – по ней коляска едет мягче, чем по тротуарной плитке. Но маме нужно понимать, что с таким же «успехом» можно выбрать асфальт автодороги – там также опасно и быстро едут транспортные средства, которые, к сожалению, не всегда могут объехать или вовремя затормозить. И случаи наезда на пешеходов, идущих по велодорожке, нередки.

И, конечно, нужно уменьшать максимально допустимую скорость движения автомобилей в городе. От этого выиграют все, и автомобилисты тоже. Снижение скорости не сильно повлияет на время прибытия в конечную точку. Но на безопасность повлияет сильно. Ведь при столкновении на скорости 60 км/ч вероятность смерти составляет 99%, а при скорости, например, 30 км/ч вероятность будет около нуля. 

— Вы сами, кстати, пользуетесь велосипедом для поездки на работу?

— К сожалению, не каждый день, но пользуюсь. При этом чётко замечено, что в эти дни моя работоспособность и выносливость вырастает в разы. Дел успеваю сделать гораздо больше, передвигаясь именно на велосипеде. Нам пора научиться ценить своё время. Стоять в пробке в собственном авто и тешить себя мыслями, что мне сейчас комфортно – так себе затея. Причем я ещё не говорю про то, что днём для парковки автомобиля постоянно нужно портить себе настроение поиском места в центре города, а вечером – в своём спальном районе. Когда я передвигаюсь на велосипеде, у меня таких проблем нет в принципе.

Очень грустная история…

— Вы с партнёром стали первыми, кто запустил велошеринг в городе. Не боялись, что проект провалится? Сложно же кататься на велосипеде, когда даже бордюры у нас не предназначены для проезда велосипедов…

— Нет, боязни, что проект провалится, не было. Предприниматели же ребята рисковые! Мы знали, что пришли надолго, и что людям надо привыкнуть. Мы понимали, что первыми в Рязани будем объяснять, что такое шеринг и почему велосипеды должны находиться на улице круглые сутки. И, по-моему, у нас неплохо получается.

Касаемо бордюров – да, это очень грустная история. Мало того, что велосипеды (и велосипедисты) повреждаются, так ведь и маломобильным гражданам порой невозможно передвигаться по городу из-за высоких бордюров.

С этим скорее что-то нужно делать! Необходимо создавать безбарьерную среду. Город – он для всех, не только для автомобилистов. Тем более, когда автомобилисты выходят из-за руля – автоматически становятся пешеходами. 

— Кстати, давно хотел спросить: насколько рязанцы вообще ценят ваш проект? Часто ли приходится чинить велосипеды? Были ли попытки откровенного вандализма?

— Да, приходится чинить велосипеды, и довольно часто. Мы себя позиционируем общественным транспортом, а когда общественное – не своё же, можно не жалеть. И всё же большая часть рязанцев приняла наш сервис очень хорошо, за что огромное им всем спасибо! И бережно катаются, и поднимают упавшие велосипеды и самокаты, просто проходя мимо, и сообщают о правонарушениях – они все молодцы!

— Помню, когда только запустили проект, часто ваши велосипеды пытались украсть. А сейчас пытаются?

— Вот именно, что пытаются. Но у нас есть собственная служба безопасности, нам помогает ЧОП, прекрасно реагирует полиция, да и сами рязанцы помогают в таких случаях. У злоумышленников практически никаких шансов!

Не нарушайте ПДД

— Сейчас к велосипедам добавились электросамокаты. Наверняка, с ними ещё больше головной боли? Вижу, что они стоят буквально везде. Как я понимаю, где сел аккумулятор – там и бросают его…

— Кикшеринг, он же шеринг самокатов только вошёл в наш город. Головной боли с ними не больше, просто она другого типа. Для правильной работы данного сервиса тоже требуется определенное время, то же самое я говорил чуть ранее про велошеринг. Нарушителей мы находим, самокаты тоже, всё будет в порядке. Главное – пользователям не нарушать ПДД! На наших самокатах они – такие же пешеходы. Скоро в ПДД будет новый термин – СИМ – средство индивидуальной мобильности. Вот наши самокаты как раз под этот термин подходят. И на СИМ передвигаться, например, по проезжей части запрещено. Помните это, друзья!

— А насколько вообще рязанцы готовы к электросамокатам? Это же не велосипед, надо учиться ездить, о чём постоянно напоминают в ГИБДД. И, судя по авариям, далеко не все это умеют делать.

— Каждый перед началом применения самоката соглашается с Пользовательским соглашением, где он обязуется следовать ПДД. Соблюдать их нужно неукоснительно! И каждый отвечает за своё поведение на дороге сам. Если нарушаешь – получи штраф. Там же, в соглашении, каждый человек подтверждает своё умение пользоваться самокатом. Таковы правила. Если все их будут соблюдать – никаких проблем ни у кого не будет.

— К слову, а сколько ваших велосипедов и электросамокатов в этом сезоне побывали в разных авариях? Большой ущерб?

— Не так много, как кажется. Все устройства восстановлены, ущерб небольшой. Но я не устану повторять всем и каждому – будьте аккуратны на дорогах и тротуарах! Подумайте о себе, своей жизни, жизни других и своих близких! Соблюдайте Правила дорожного движения, и всё будет хорошо!

ДОСЬЕ
Сергей ЖИРЯКОВ. Один из инициаторов развития велотранспортной инфраструктуры в городе, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Рязанской области по направлению «Городское развитие». Окончил РГУ им. С. А. Есенина. Построил профессиональную карьеру в области телекоммуникаций. В 2019 г. с партнёром открыл велошеринг в Рязани. Член нескольких общественных советов при администрации города.