Набирая высоту. За состоянием нефтепроводов ведется воздушный контроль

После полета бортоператору необходимо проанализировать еще не менее тысячи отснятых снимков. © / АиФ

Андрей Бондаренко, бортоператор по проверке магистральных трубопроводов Рязанского районного нефтепроводного управления предприятия «Транснефть-Верхняя Волга», рассказывает о своей работе, как о чем-то обыденном. Однако вряд ли можно назвать обычным сам факт того, что место его работы — небо!

   
   

Просто взять и полететь не получится

Вот уже 20 лет он ведет воздушный контроль за состоянием нефтепроводов и нефтепродуктопроводов Рязанского подразделения «Транснефти». В день налет может достигать 1000 км.

Андрей честно признается, — никогда не мечтал об авиации. Он окончил Рязанский государственный медицинский университет, учился на факультете промышленной экологии, стал дипломированным инженером по охране окружающей среды. А маленьким мальчиком больше всего на свете грезил не самолетами и космическими кораблями, а рыбалкой с отцом.

В Рязанское РНУ Андрей Бондаренко пришел в 2000 году. В качестве служебного пассажира летал на вертолетах Ми-8, Ми-2. Понравилось! А когда через несколько лет ему предложили должность бортоператора, ни секунды не сомневался.

— Сначала необходимо было отучиться в Приволжском учебном тренировочном центре гражданской авиации, пройти серьезную медицинскую комиссию, — вспоминает он. — Получив свидетельство, отстажировался в Горьковском РНУ, приступил к работе и по сей день работаю бортоператором.

Первый свой рабочий день Андрей помнит, как сейчас.

— 2003 год, январь, нефтеперекачивающая станция «Рязань», Ми-2. Как правильно подходить к вертолету я уже знал. Познакомился с экипажем: пилотом и летающим техником. В последствии мы стали не просто коллегами, а настоящими друзьями. Пилот Виктор Степанович Кирсанов многому меня научил. Он был профессионалом своего дела, любил небо. Вышел на пенсию в 61 год. Рассказывал, что постоянно снится «ручка».

   
   

А тогда, 20 лет назад, молодой специалист Андрей обговорил с экипажем детали и полетел. Задача состояла не только в наблюдении, но и в доставке грузов, пассажиров, почты.

А потом Ми-2 морально устарели, и компания перешла на Робинсоны-44. Для грузоперевозок они не годятся, но в легкости и маневренности превосходят Ми-2.

Один день с бортоператором

Погодные условия в день беседы с нашим героем оказались нелетные. Поэтому разговаривали с ним в офисе компании. Повезло! Обычно Андрея на месте не застанешь.

— Андрей Игоревич, с чего начинается ваш рабочий день?

— С приезда в аэропорт Протасово, с медконтроля. Затем анализирую погоду в соответствии с маршрутом. Кроме меня в компании трудится еще 2 бортоператора, у каждого свой маршрут, — отмечает он. — Наши задачи: наблюдение за состоянием трубопроводов, предупреждение и ликвидация аварийных ситуаций, контроль за качеством выполнения ремонтных работ на трубопроводе. Ежедневно мы осматриваем охранные зоны, воздушные переходы через водные преграды и другие объекты. Непрерывно ведем фото и видеосъёмку при патрулировании трассы.

Бортоператор должен очень хорошо знать технологическую схему расположения трубопроводов и сооружений на трассе. В течение суток он обязан предоставить проанализированные материалы в отдел эксплуатации предприятия.

На словах все понятно. Но на деле, это постоянное напряжение и высокие нагрузки. Нефтепровод, за которым зорко следит бортоператор — это не только труба под землей. Здесь случается разное.

Несколько раз Андрей лично обнаруживал криминальные врезки. С высоты 100 метров он сумел рассмотреть на земле небольшое пятнышко метр на метр. Попросил пилота сделать вираж... Да, действительно, врезка!

Как-то поступил сигнал о падении давления на трубопроводе. Полетели искать. И нашли. Злоумышленники растянули шланг от трубопровода прямо к дороге. Видимо приехали ночью, быстро врезались, скачали нефть, сколько успели, и уехали. Но высокоточная автоматика сразу среагировала на изменение давления, врезку оперативно обнаружили и устранили.

В практике у Андрея Бондаренко бывали эпизоды, когда приходилось срочно эвакуировать с плановых ремонтных работ заболевших рабочих. Как это делать грамотно, он знает, не раз отрабатывал навыки, в том числе, на учениях совместно с МЧС.

Рабочий день бортоператора заканчивается в разное время. После полета, ему необходимо проанализировать еще не менее тысячи отснятых снимков.

— Андрей Игоревич, что больше всего нравится в работе?

— Сложно это описать словами, почувствовать надо. Мне нравится летать. Видеть с высоты, как меняется природа. Ощущать свободу и простор. Это, как в рыбалке, особое состояние души.

Дома Андрея Игоревича ждут супруга Светлана и дочь Катя. Конечно, они волнуются за своего родного человека. Но уже привыкли к его необычной профессии.

Андрея Бондаренко ценят коллеги. За многолетний добросовестный труд он награжден Почетной грамотой АО «Транснефть-Верхняя Волга», Грамотой Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

В 2023 году крупнейшей в мире трубопрововодной компании «Транснефть» исполняется 30 лет. 20 из них вместе с ней набирает высоту Андрей Бондаренко!

Екатерина Кутейникова

АО «Транснефть-Верхняя Волга»

Реклама