Музыкальность инженерной мысли. Всестороннее развитие – залог успеха в жизни

Ректор РГРТУ Михаил Чиркин и ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин подписали соглашение о вступлении рязанского вуза в Консорциум «Bauman Deep Analytics». © / РГРТУ

Год назад в Рязанской области появился камерный оркестр. Недавно коллектив под управлением заслуженного работника культуры России Сергея Проскурина дал свой сотый концерт. Для столь знакового события была выбрана неожиданная площадка — музыкальные шедевры звучали в актовом зале Рязанского государственного радиотехнического университета им. В.Ф. Уткина.

   
   

Всегда живая классика

На самом деле выбор места проведения юбилейного концерта кажется неожиданным только на первый взгляд. «В РГРТУ один из лучших акустических залов Рязани. В большинстве залов нашего города необходимо усиливать звук, что искажает его. В университете уникальный зал с замечательной акустикой — музыка прекрасно слышна в любом уголке», — говорит художественный руководитель и главный дирижёр камерного оркестра Рязанской области Сергей Проскурин.

К уникальной акустике сотого концерта добавилась удивительная атмосфера — зал принимал музыкантов очень тепло. На концерте преобладала молодёжь, и многие из них впервые открыли для себя потрясающий эффект от профессионального исполнения живой классической музыки.

«Радиотехнический университет и музыкальное искусство тесно взаимосвязаны: хочу напомнить, что все смычковые инструменты — это автоколебательные устройства», — пошутил ректор РГРТУ Михаил Чиркин.

«Здесь интересная молодежь — творческая, глубокая. Я сегодня был потрясён: студенты вели себя как опытные зрители — на каждое произведение следовала очень разумная, правильная реакция, — отметил Сергей Проскурин. — В радиотехническом университете доминирует удивительная творческая атмосфера, которую поддерживают целенаправленные и последовательные усилия коллектива профессоров и преподавателей. Второй раз мы играем здесь, и второй раз ощущаем тёплый отклик зрителей. К сожалению, в наше время всё реже звучит хорошая музыка, сегодня у нас преобладает некий „музыкальный дизайн“, в котором нет мелодии, гармонии — звучит что-то ритмичное, а воспроизвести мелодию невозможно. Классическая музыка несёт совершенно другой заряд — и энергетический, и познавательный. Чем больше классической музыки мы будем слышать, тем будем добрее и лучше. Она развивает, даёт импульс. Я очень благодарен ректору за понимание воспитательной задачи — мы продолжаем культурный проект, благодаря чему ребята могут соприкоснуться с бессмертной классикой».

Воспитывающее обучение

Хотя студентов «радика» никак не назовёшь «лириками», они восприимчивы к хорошей музыке и способны оценить высокий профессионализм исполнителей. Вместе с маэстро и его коллективом студенты погружались в бессмертную классику, а потом подпевали солистке, исполнявшей военные песни.

Удивительная атмосфера, которую уловили в радиоуниверситете музыканты, всегда была присуща этому вузу. Точность математических наук во все времена сочеталась здесь с творческим подходом — это можно назвать одной из традиций вуза. Здесь, как и в былые времена, стараются воспитать всесторонне развитую личность, способную задавать вопросы, выделять противоречия, докопаться до сути проблемы.

   
   

"Всегда здорово, когда студенты напрямую могут соприкоснуться с истинным искусством. Это оказывает влияние на человека и меняет его к лучшему, помогает сформировать ценностный иммунитет к попыткам манипулировать сознанием", — считает Михаил Чиркин. Его опыту можно верить: уже на протяжении семи лет Михаил Викторович возглавляет один из ведущих рязанских вузов, к тому же является доктором физико-математических наук, профессором, удостоен звания Почётный работник высшего профессионального образования РФ«.

«Восприятию искусства не научишь ни на лекциях, ни на практических занятиях. Есть только один способ — приобщить. Такой подход идеально вписывается в воспитывающее обучение, помогает максимально реализовать творческие возможности личности, — рассказывает Михаил Чиркин. — Поэтому мы будем продолжать концерты в стенах нашего университета».

Таланты в регионы

Знакомство с музыкой высокого уровня — это лишь одна из граней воспитания в радиотехническом университете. Здесь всё стараются делать с полной отдачей. И, конечно, в первую очередь это касается образования. Рязанский радиоуниверситет активно развивает сетевое обучение, сочетая его с развитием собственных образовательных программ и таким образом совершенствуя их. Благодаря этому рязанские студенты имеют возможность получать знания от преподавателей ведущих технических вузов страны — таких как МФТИ, МГТУ им. Баумана, РТУ МИРЭА.

Уже три года преподаватели МФТИ ведут часть предметов, включающих лабораторные практикумы в физтехе. «Работая там, ребята общаются с преподавателями физтеха, у которых другие традиции и технологии построения образовательного процесса. Новые подходы очень полезны», — рассказывает ректор РГРТУ. Отбор претендентов на такую форму обучения начинается на первом курсе. Те ребята, которые оказались «первопроходцами» сетевого обучения, сейчас уже переходят на четвёртый курс. Образовательный процесс руководством МФТИ и РГРТУ продуман так, чтобы на старших курсах знания, которые освоены нашими студентами с помощью преподавателей физтеха, создавали прочную основу для качественного совершенствования программ и методик обучения в РГРТУ. На форуме «Таланты в регионы», который проходил в МФТИ в начале апреля, ректор Рязанского радиоуниверситета поделился успехами в организации такой формы обучения.

«Это серьёзные образовательные программы по радиотехнике, электронике, IT-направлениям. Конечно, освоение программ требует усилий, таланта, погружённости в учебный процесс, — говорит Михаил Викторович. — Однако сетевое обучение помогает нашим выпускникам достичь интеллектуального превосходства в соревновании с другими университетами».

Коллеги и конкуренты

В арсенале таких способов есть ещё один, проверенный годами, — олимпиады. Университет регулярно направляет своих студентов на интеллектуальные состязания в другие регионы страны. Для ребят это хорошая возможность проверить свои силы, пообщаться с другими студентами, оценить уровень подготовки.

Надо сказать, что и РГРТУ проводит масштабное состязание — физико-математическую олимпиаду, названную в честь легендарного профессора Рязанского радиотехнического института Георгия Николаевича Шуппе, студентом которого, кстати, был нынешний ректор. В этой олимпиаде принимают участие студенты около 40 вузов страны — число участников очного этапа достигает двухсот. Список учебных заведений весьма внушителен: МИФИ, МИСИС, РТУ МИРЭА,
МГТУ им. Баумана, МГТУ «Станкин», в прошлом году принимали участие студенты МГУ. Приезжает много ребят из других регионов — всё это даёт неоценимый опыт и в профессиональном, и в человеческом плане. Конечно, рязанским студентам сложно конкурировать с пятикурсниками МГУ, но такая конкуренция стимулирует к дальнейшему росту.

"Ребята общаются, обмениваются впечатлениями, завязывают знакомства. Они видят, какая большая и великая у нас страна. И понимают, как много в ней интересных, достойных людей«, — уверен Михаил Чиркин. Опыт показывает, что такие мероприятия дают серьёзный импульс для движения вперёд. Один из свежих примеров — второкурсник факультета вычислительной техники Никита Шапошников, активный участник всевозможных олимпиад, недавно вернулся из Грозного, где завоевал первое место во Всероссийских соревнованиях по аналитическому программированию и получил заслуженный приз. Эта награда имеет особую ценность, ведь заработана она собственными усилиями и волей к победе.

Высшая образовательная планка

Качество подготовки в РГРТУ позволяет выпускникам вуза найти достойную работу — данные статистики наглядно иллюстрируют востребованность начинающих специалистов. Министерство науки и высшего образования России проводит мониторинг трудоустройства выпускников вуза. Показатели объективные — анализ составляется на основе данных Пенсионного фонда. За 2023 год показатели по трудоустройству выпускников РГРТУ составили 97%. И это при том, что в вузе учатся представители других стран, которые после получения диплома возвращаются домой. С учётом этого нюанса можно сказать, что выпускники РГРТУ стопроцентно трудоустроены.

«По данным учебного управления университета, сегодня на одного выпускника нашего вуза приходится, как минимум, два предложения о работе, — констатирует Михаил Чиркин. — Чтобы ребятам было легче найти себя, чтобы они могли полноценно реализовать свой потенциал, мы проводим большую работу с работодателями». В перечне вариантов трудоустройства серьёзные предприятия Рязани и Подмосковья. Большинство молодых специалистов получает достойную работу с перспективой карьерного роста.

"Очень важно, чтобы наши выпускники могли реализовать свой потенциал. У нас учатся талантливые, очень одарённые ребята. Наша задача — помочь им раскрыться. К сожалению, сегодня во всём мире снизилось качество образования, об этом свидетельствует и интерес иностранных студентов к обучению в нашем вузе, — говорит Михаил Чиркин. — В такой обстановке особенно важно не снижать планку. Поэтому мы начинаем готовить абитуриентов ещё со школьной скамьи — у нас создана физико-математическая школа, в которой обучаются около полутора тысяч ребят почти из 100 школ Рязани, Рязанской, Московской и Владимирской областей. Мы стараемся не только давать необходимые знания, но и развивать ребят, открывать им новые возможности. Подлинное образование должно быть по-настоящему высшим«.

*«Высшая музыкальность в области мысли» — так Альберт Эйнштейн высказался о модели атома, предложенной Нильсом Бором.

Реклама

Лицензия № Л035-00115-62/00119921, выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 13.05.2019 г.