Куратор во взрослой жизни. Для чего нужен воспитатель после детского дома?

Психологи говорят, что выпускники детских домов и интернатов теряются при выходе из учреждений, испытывают стресс и тревогу. Им нужна помощь, чтобы адаптироваться ко взрослой жизни. © / из личного архива Елены Макаровской

Для большинства из нас переход во взрослую жизнь происходит постепенно. Шаг за шагом человек становится более самостоятельным, но знает, что рядом всегда находятся взрослые, которые помогут, подскажут, предостерегут от ошибок... Для выпускников детских учреждений переход по взрослую жизнь похож на прыжок в воду с вышки. Только-только ты постоянно находился в стенах детского дома, и вот ты уже в свободном плавании. Как в холодную воду погружаются во взрослую жизнь вчерашние воспитанники детских учреждений. И совершенно не знают, куда и как плыть...

   
   

По знакомой схеме

Чтобы выпускникам было проще сориентироваться в тонкостях жизни за пределами детского дома, в Рязанской области разработали законопроект о постинтернатном сопровождении. Предполагается, что воспитатели будут сопровождать выпускника до 23 лет — они будут помогать сиротам и тем, кто остался без попечения родителей, адаптироваться ко взрослой жизни, помогать им обрести навыки самостоятельной жизни.

«Многие выходят из детского дома и совершенно не знают, как себя вести. Хорошо, если есть какие-то родственники, которые могут поддержать. Я помню, как наши выпускники выходили из детского дома, получали положенную им квартиру и очень быстро теряли ее, — рассказывает выпускница детского дома, мама шестерых кровных и четверых приемных детей Марина Петрова. — Многие из них столкнулись с нечестными людьми, которые сразу их взяли под контроль, втерлись в доверие, и в скором времени ребята остались без квартир. Еще одна беда — когда совсем молодые люди выходят из детского учреждения, их окружает множество соблазнов. А что они видели? Большинство из них из неблагополучных семей, где было нормой пьянство, разгул. И они начинают вести точно такой же образ жизни, как и их родители. Они просто не знают, как жить по-другому. Может быть, если бы был человек, который мог направить, все сложилось бы по-другому».

Марина все это знает по примеру своих знакомых — тех, с кем росла в детском доме. Да что там говорить, она сама воспитывает детей выпускницы того же детского дома, которую из-за пьянства лишили родительских прав.

Помочь сориентироваться

Надо сказать, что в других регионах опыт подобной работы уже есть. К примеру, в Москве такой вид социальной помощи как постинтернатный патронат существует с 2010 года.

«Постинтернатное сопровождение — жизненно важная потребность выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они реально теряются при выходе из учреждения, испытывают стресс и тревогу вплоть до полной дезадаптации, — считает директор АНО поддержки интересов семьи и детства „ПроДетство“, руководитель проекта „Я — Наставник!“ в Рязанской области Елена Макаровская-Романова. — Однако надо учитывать, что у данной категории ребят есть определенные особенности и будущим воспитателям необходимо проходить определенную подготовку, в рамках которой они познакомятся с основами психологии сиротства. При выстраивании взаимодействия с подопечными может возникнуть немало нюансов».

«Выпускникам детских домов сложно адаптироваться ко взрослой жизни, они сталкиваются с массой трудностей. Зачатую они оказываются беспомощны в быту и тяжело сходятся с людьми, — говорит психолог, специалист по социальным отношениям Арина Лядушевская. — Кроме того, у выпускников детских домов часто возникают проблемы с работой, с рациональным использованием денежных средств. Воспитанникам детских учреждений нередко присущи инфантилизм и конфликтность. Необходимо формировать в обществе толерантность к такой категории людей. И, конечно, нельзя оставлять молодых людей, не адаптированных к реалиям взрослой жизни, один на один с проблемами. Патронат необходим. Несмотря на то, что по возрасту эти дети совершеннолетние, они еще совершенно не приспособлены к жизни».    
   

Справка

Законопроект о сопровождении постинтернатными воспитателями детей-сирот опубликован на сайте регионального правительства.

Согласно проекту, постинтернатным воспитателем могут стать россияне, достигшие возраста 30 лет. Они должны проживать на территории Рязанской области и иметь не ниже среднего профобразования. Для того, чтобы стать подобным воспитателем, надо подготовить ряд документов: заявление, паспорт, справки от нарколога и психиатра, о судимости, документ об образовании. Для воспитателей будет создан реестр.

За каждого выпускника интерната воспитатель ежемесячно будет получать 2422 рубля. Воспитатель может быть назначен выпускнику только с его согласия.