62 года прошло с того момента, как первый человек отправился в космос. За эти шесть десятилетий произошло многое. Космос стал намного ближе и понятнее. И всё равно эта сфера остаётся загадочной и непостижимой.
Имена рязанцев вошли в историю покорения космоса. Константин Циолковский, Владимир Уткин — учёные, чей вклад в освоение космических пространств трудно переоценить. Рязанцы гордятся ещё одним своим земляком — космонавтом Владимиром Аксёновым. Прославленный лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза поделился с читателями rzn.aif.ru своими воспоминаниями и мыслями о дне сегодняшнем.
Закалка трудом
Зоя Мозалёва, rzn.aif.ru: Владимир Викторович, вы родились в селе Гиблицы — сейчас село находится в Касимовском районе, тогда относилось к Московской области. В вашей биографии всегда упоминается, что вы рано остались без родителей...
— Вы выросли в большом селе. Несмотря на то, что ваша семья относилась к интеллигенции, жизнь наверняка была непростой...
— Когда я учился в школе, мы вдвоем с дедушкой накашивали для нашей коровы сено на всю зиму. В селе было колхозное стадо, и у каждого в хозяйстве были коровы. Для такого «личного» стада жители нанимали пастуха, сами ухаживали за своими питомцами, кормили, доили. В личном стаде было под сотню коров. Несмотря на то, что у нас была семья учителей, в магазине мы покупали только сахар, соль, крупы, остальное было своё. Основные продукты производили сами. Баня топилась каждую неделю и летом, и зимой, несмотря на то, что для этого надо было натаскать воды из колодца, наколоть дров, протопить... Жизнь была совсем другая. Труда было много. А сегодня на всё село Гиблицы только одна корова. Жизнь очень изменилась.
Малая родина с большим значением
— Несмотря на то, что вы достаточно рано уехали из Гиблиц, вы очень трепетно относитесь к своей малой родине и до сих пор нередко приезжаете в родное село.
— Гиблицы навсегда остались родными. Это место, где прошло моё детство. Я всегда приезжаю туда, как только есть возможность. Со многими земляками меня связывают дружеские отношения. Когда вышло распоряжение, что дважды героям Советского Союза будут ставить на родине бюсты, я хотел, чтобы мой бюст стоял в Гиблицах. Скульптор ездил в село, чтобы оценить, насколько возможно найти место для установки. В своём отзыве он написал, что поселение представляет собой редкий тип, который был в старинных русских селах. Говорили, что, судя по всему, у нас там был очень просвещённый помещик, который интересно спланировал село.
Я знал, что город Гжатск в Смоленской области, который в дальнейшем был переименовал в Гагарин, получил очень неплохое развитие. Вот и я надеялся принести пользу родному селу. Однако для установки бюста нужно было внести некоторые изменения в нашем населённом пункте. Ничего из этой затеи не вышло. Получилось, что всем дважды Героям бюсты уже поставили, а мне нет, в итоге было решено ставить в Рязани. Так в сквере им. В.Ф. Уткина появился бюст.
— Как жизнь привела вас в такую редкую профессию?
— Я окончил школу с отличием, поступил в Касимовский техникум, проучился там год, но умерла мама, и обстоятельства изменились — я поехал к своей тёте в подмосковный город Королёв, который тогда именовался Калининградом. Так я стал учиться в Мытищинском машиностроительном техникуме. На четвёртом курсе техникума я проходил медкомиссию для военкомата и получил рекомендацию поступать в лётное училище. Хочу сказать, что в техникуме было очень серьёзное обучение, мы получили навыки по всем видам металлообработки. Если бы я не ушёл в лётное училище, отправился бы в Минск, на автотракторный завод — судьба могла сложиться совсем иначе. Но я уехал на Украину, в авиационную школу города Кременчуг Полтавской губернии.
Мировой рекорд спокойствия
— Однако лётчиком вы стали не сразу. Как свидительсвует ваша биография, успели поработать конструктором.
— Когда мы уже были готовы к выпуску, Хрущёв издал указ о сокращении авиации. Почти миллион человек попал под сокращение. И нас, новоиспечённых летчиков, тоже отправили в запас. К счастью, у меня было образование, полученное в техникуме, и я стал работать конструктором. В этот период участвовал в производстве узлов для первого искусственного спутника Земли. Параллельно учился на вечерне-заочном отделении в политехническом институте, получил специальность инженера-механика. А потом перешёл в лётный отдел Особого конструкторского бюро.
Семь лет летал в Жуковском, проводил испытания на невесомость. Здесь очень большое значение имело мастерство лётчиков. Проводили испытания, готовили экипажи. Летали в штатных космических скафандрах, даже отрабатывали возможные действия на Луне. Я брал на себя роль одного из испытателей, поэтому, когда встал вопрос о полёте в космос, у меня уже всё было отработано. Прошёл длительную медкомиссию и был зачислен в отряд космонавтов. Помню момент, когда к нам приехало много корреспондентов, причём не только советских. И после полёта ко мне подошла представительная делегация журналистов и из нашей страны, и из Германии, все были очень удивлены моими показателями.
Дело в том, что для испытателей была предусмотрена серьёзная аппаратура — специальный медицинский пояс, который фиксирует состояние лётчика: снимает ЭКГ, измеряет все показатели здоровья. Так вот, корреспонденты сказали, что пульс у меня не изменился ни перед полётом, ни за 2,5 часа полёта, ни после него — всегда оставался около 62 ударов в минуту. Мне сказали, что надо регистрировать мировой рекорд спокойствия. Я пошутил, мол, — не против, оформляйте.
— То есть к полёту в космос вы подошли уже серьёзно подготовленным...
— Да, я прошёл хорошую школу, так что никаких затруднений не возникало ни во время первого полёта в космос, ни во время второго. За 7 лет работы я приобрёл очень большой опыт. Мы учили космонавтов. Был серьёзный полёт по испытанию нового космического корабля. Словом, подготовка была очень основательная.
Учитесь писать диктанты!
— В вашем детстве мальчишки ещё и мечтать не могли о том, чтобы стать космонавтом. Это было настоящей фантастикой.
— Конечно, тогда это было совершенно нереальным. Но из своего детства я хорошо помню сны. Когда я был мальчишкой, шла война. И во сне я участвовал в воздушных боях. Кто знает, может быть, было какое-то предчувствие, подсказка судьбы...
— Владимир Викторович, что вы посоветовали бы сегодняшним мальчишкам и девчонкам, которые мечтают стать космонавтами или каким-то другим образом связать свою судьбу с космосом?
Полёты Аксёнова
15-23 сентября 1976 года Владимир Аксёнов совместно с Валерием Быковским совершил первый полёт в качестве бортинженера на КК «Союз-22» продолжительностью более 7 суток.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм В.В. Аксёнову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Второй космический полёт Владимир Аксёнов совершил 5-9 июня 1980 года совместно с Юрием Малышевым в качестве бортинженера на КК «Союз Т-2». Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» — «Союз-36». Полёт продолжался свыше 3-х суток. За успешное проведение испытания в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм В.В. Аксёнову было присвоено второе звание Героя Советского Союза.
Помимо профессиональной деятельности Владимир Аксенов активно занимался общественной и научной работой. Был заместителем председателя Правления Советского фонда мира, директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов Госгидромета СССР, генеральным директором НПО «Планета», заместителем председателя совета директоров Мосбизнесбанка, заместителем председателя исполкома ассоциации «Космос», председателем президиума общественной организации «Духовное движение России».