При прорыве трубы были залиты квартиры на нескольких этажах. Несет ли ответственность жилец квартиры за произошедшее залитие или в аварии есть вина управляющей компании?
Отвечает председатель Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов:
Для исключения аварийной ситуации действующие правила предусматривают, что в наши квартиры до начала отопительного сезона и после окончания отопительного сезона должны приходить для осмотра слесаря, сантехники, составлять акты, все ли соответствует техническим нормам, в том числе приборы отопления, проверять радиаторы, вентили, которые можно закрыть в случае аварийной ситуации.
На деле осмотр не производится, в лучшем случае заходит слесарь и спрашивает, нет ли претензий. Жильцы расписываются в отсутствии претензий. На самом деле оборудование должны не только осматривать, но и проводить ревизию – развернуть, смазать, прокрутить, проверить, чтобы они были в полной боевой готовности на случай аварии. Этого не делается. Получается, потребитель отдает деньги за содержание жилья, но эти услуги не получает.
В нашей судебной практике отсутствие актов о проверке инженерного оборудования не раз помогало перевести жильца, в квартире которого произошла авария, из разряда ответчика в разряд истца. А ответчиком становилась управляющая организация, из-за бездействия которой произошла авария. Так что надо иметь в виду, что в подобных случаях предъявлять претензии надо тому, кому платите за содержание жилья, кто в ответе за эти коммуникации. Статья 14 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что есть два условия, которые могут освободить УК или ТСЖ от ответственности – это доказательство вины самого потребителя коммунальных услуг или наличие форс-мажорных обстоятельств, то есть обстоятельств непреодолимой силы. Но гораздо чаще мы сталкиваемся с бездействием управляющей организации».