Два года назад отремонтировали Солотчинский мост через Оку. Все этапы реализации этого глобального проекта мы подробно освещали и в газете, и на сайте. Ещё бы: ремонта такого масштаба Рязанская область ещё не знала. Открытие обновлённого моста стало, несомненно, событием года.
Но уже скоро неожиданно появилась большая проблема – рязанцы стали массово жаловаться на покрытие моста. Оно на многих участках напоминало «стиральную доску». Местами появились и выбоины. Водители посчитали, что строители сильно ошиблись с выбором дорожной одежды, мол, новое покрытие себя не оправдало. Мы решили связаться с компанией, которая поставляла это покрытие и укладывала на мост. На наши вопросы согласился ответить Президент Корпорации ТемпСтройСистема™ Александр Клевцов.
Контроль качества заложен в самом продукте
— Александр Михайлович, для начала, расскажите, что это за покрытие, к которому у водителей столько вопросов?
— Это полимерная система для устройства тонкослойного покрытия, которое на Солотчинском мосту заменяет дорожную одежду на эстакадных частях. Система называется Матакрил® (Matacryl), представляет собой многослойное высоконаполненное покрытие на основе полиметилметакрилата (ПММА).
— Что вы можете ответить людям, что критикуют ваш материал? Почему не должно возникать вопросов к качеству поставляемых материалов?
— Матакрил® (Matacryl®) – это импортный материал, который поставляется с завода на постоянной основе, проверенный много раз.
Что касается проведения работ, то они выполнялись профессиональной командой под надзором очень опытных специалистови строго в соответствии с Регламентом, который является частью проектной документации при строительстве на каждом объекте. Применение данного покрытия в России регламентируется нормативным документом ГОСТ 53627-2009, в разработке которого в 2009 году принимали участие корпорация ТемпСтройСистема™, производитель материала RPMBelgiumVandex и российский научный институт НИЦ «Мосты» ЦНИИС. В соответствии с этим документом наносить систему Матакрил® можно только ручным способом. Нарушений при устройстве системы не было. Контроль был многосторонний, то есть и со стороны подрядчика, и заказчика. Работы велись в период с августа по октябрь 2018 года при соответствующих погодных условиях, а именно: температурный режим от -5 до +35, отсутствие осадков, скорость ветра не выше 15м/с. Выполнение работ мог видеть каждый, доступ к месту проведения работ был открыт.
Результат был ожидаем
— Но люди не очень довольны…
— Да, спустя год стали поступать многочисленные жалобы на неровность поверхности. К сожалению, такой результат был ожидаем. Изначально эстакадные части моста были выполнены из сверхпрочного гидрофобного гидротехнического бетона, который нещадно эксплуатировался без малого полвека. Предпроектное исследование показало наличие неровностей существующей поверхности до 35 мм в пределах трехметровой рейки, а местами были выбоины и ямы с оголением арматурной сетки. С помощью тонкослойного полимерного покрытия средней проектной толщины в 15-16 мм сделать дорожное полотно гладким просто невозможно.
Проектом был предусмотрен локальный ремонт крупных ям и выбоин, но от выравнивания основания из гидрофобного бетона заказчик и проектировщик отказался из-за технических сложностей реализации. Мы также не рекомендовали выравнивать мостовое полотно различными ремонтными составами из-за большой вероятности их отслоения от бетона. Кроме того, работы по выравниванию значительно увеличили бы стоимость и сроки ремонта (минимум на 1,5 года).
Тонкослойное полимерное покрытие является самонивелирующимся и может выровнять 5-7 мм, что оно и сделало, но за время эксплуатации появилась колейность, и эффект «стиральной доски» вернулся. Система Матакрил® рассчитана на безремонтный эксплуатационный срок порядка 3 лет при нагрузках до 2000 автомашин в сутки на одну полосу. В реальности нагрузка на мосту в Рязани (неучтенная при принятии решения) составляет в среднем 5000 автомашин в сутки (на одну полосу), что приводит к значительному износу.
Десятилетняя гарантия давалась нами на материал и его физические свойства. Если посмотреть на состояние покрытия в зонах, где отсутствует движение, то вы убедитесь, что оно находится в прекрасном состоянии.
Полимерное покрытие нанесли на бетон
— Но вы же делали материал для того, чтобы по нему ездили машины? И как быть с гарантией?
— Мы предполагали транспортную нагрузку не более 2000 авт/сут, и при этом рассчитывали каждые три года проводить восстановление для ликвидации износа покрытия за счет движения. При выборе решения в ноябре 2017 года техническим советом, которое было согласовано министерством транспорта и автомобильных дорог Рязани, был учтено, что использование полимерного покрытия на эстакадной части моста будет требовать периодического восстановления верхнего изностойкого слоя. В правилах эксплуатации написано, что под влиянием различных факторов возможно образование микротрещин, устранение которых входит в наши гарантийные обязательства. И в Инструкции по эксплуатации черным по белому написано, что заказчик каждый месяц будет нам сообщать о состоянии покрытия, чтобы мы могли оперативно ликвидировать возникшие микротрещины. Кстати, такой локальный ремонт занимает всего 2-3 часа и проводится, когда отсутствует движение.
Существующие проблемы вызваны не нашей плохой работой и не качеством материала. Солотчинский мост - это первый мост с такими высокими нагрузками, где полимерное покрытие наносится по бетону. Изначально Система Матакрил® проектировалась для нанесения на металлические пролеты разводных мостов и на ортотропные плиты, где успешно применяется и демонстрирует свои уникальные качества. Мы никогда его не навязывали для применения на Солотчинском мосту, его выбрали проектировщики и заказчик, чтобы ускорить время строительства и не снимать слой основания из сверхпрочного гидрофобного бетона. Я лично на техническом совещании отвечал на вопросы и подчеркивал, что этот материал никогда ранее не применялся на бетонных основаниях с высокими нагрузками, но такое применение возможно, если позволяет качество основания. И мы можем гарантировать только качество нашего материала, но не бетона. И в договоре прописано, что отслоение материала вместе с бетоном не является гарантийным случаем.
Большая часть отслоений, которые мы имеем на сегодняшний день, связана с нагрузками на бетонное основание. Выбоины в покрытии появляются из-за трещин, в которые попадает вода и приводит к отслоению материала от бетона. Эти проблемы, прежде всего, связаны с тем, что мост пока не принят в эксплуатацию.
— Теперь понятно, как появилась «стиральная доска» на мосту.
— «Стиральная доска» стандартный термин дорожных строителей, обозначающий волнистую поверхность неровной дороги. На существующем бетонном покрытии за 46 лет она уже образовалась, и именно ее чувствуют рязанцы. Неровности самого покрытия не превышают 1,5 мм. Износостойкие слои наполнены корундом размерами от 1 до 3 мм, для того, чтобы он держался внутри покрытия, он должен хотя бы на половину быть в него погружен. Отсюда и берутся эти 1,5 мм. Поэтому неровности, которые ощущают рязанцы - это те самые 15-20 мм неровного бетонного основания, которые покрытие не смогло перекрыть.
«Мы ничего не скрывали»
— Расскажите немного об истории вопроса. В частности, как вышли на этот объект?
— Впервые нам позвонил проектировщик ООО «Альянс Проект» 31 октября 2017 года с просьбой рассказать про материал, а уже 2 ноября нас пригласили на встречу в Минтранс Рязанской области. Нас попросили проработать решение с материалом Матакрил®, что мы и сделали. Затем было несколько техсоветов в Минтрансе, на которых присутствовали и наша корпорация, и проектировщики, и представители подрядных организаций, и эксперты отрасли. Мы ничего не скрывали, рассказывали, что материал применяется в основном на металлических поверхностях, но из-за своих физико-механических свойств может и на бетонных (высокая прочность сцепления).
— Давно ли ваша организация работает на рынке строительных материалов?
— Корпорацию ТемпСтройСистема™ можно по праву назвать одной из самых старейших частных компаний на этом рынке. Мы работаем с 1991 года и вот уже почти 30 лет специализируемся в области гидроизоляции и осуществляем полный цикл реализации строительного проекта. Основные компетенции: гидроизоляция кровель, транспортных и гидротехнических сооружений, защита и ремонт подземных сооружений, устройство промышленных полов, поставка полимерных гидроизоляционных материалов, кровельных аксессуаров, оборудования и материалов для бетонных работ, полимерных систем герметизации и склеивания, специального оборудования – мачт освещения и др.
Заказчики были довольны
— На каком ещё объекте в Рязанской области можно встретить ваши материалы?
— В Рязани объектов с применением тонкослойного полимерного покрытия больше нет. Это материал узкой направленности, он применяется там, где нельзя использовать традиционные решения, как правило, это уникальные объекты с особыми требованиями по нагрузке, где есть необходимость в легких типах дорожной одежды. Таких строений немного, в среднем мы делаем 10-15 мостов в год разного назначения, включая пешеходные, по всей России.
— Расскажите об объекте, который, в отличие от Солотчинского моста, не вызывает нареканий.
— В 2012 году мы делали дорожное покрытие мостового перехода через реку Камчатка. И 15 мм покрытия прекрасно служили все эти годы. На сегодняшний день на этом покрытии из дефектов появились только микротрещины, которые можно недорого устранить в рамках эксплуатации. К сожалению, заказчик этого не делает, а это бы существенно продлило жизнь дорожной одежды. Никаких недостатков, связанных с ровностью и износом, у покрытия обнаружено не было. Заказчик оценивает текущее состояние дорожной одежды, как удовлетворительное.
Еще одним положительным референсом можно назвать Кантемировский мост в Санкт-Петербурге, где система Матакрил® была уложена на проезжей части разводного пролёта в 2015 году. На покрытии также со временем появился износ – это норма, и эксплуатирующая организация оценивает работу покрытия очень высоко. Так как многие другие полимерные покрытия, применяемые в Санкт-Петербурге за последние 20-25 лет, показали результаты намного хуже.