О прошлом и будущем детей, которые остались без родителей, беседуем с руководителем Центра профилактики социального сиротства Натальей Цыпич. Год назад она рассказывала о проекте индивидуального наставничества. Благодаря этому проекту у многих сирот появились друзья, которые стали помогать им подготовиться к взрослой жизни.
Не все дошли до конца, но…
— Наталья Валерьевна, проект, знаю, успешно продолжается. Что изменилось за год?
— По-прежнему работаете с сиротами только в Рыбновской школе-интернате?
— Нет, мы пошли дальше - наш проект мы также начали реализовывать в Полянской школе-интернате. Дети, что живут там, - невидимая категория. У этих детей есть мамы и папы, которые не лишены родительских прав, но эти ребята при этом тоже долго воспитываются в учреждении. У них те же проблемы, что и у подопечных других школ-интернатов. Многих родители не могут к себе взять даже на каникулы. Их не лишают родительских прав. Наше государство сейчас не стремится к этому. Но и при живых родителях и этим детям нужна поддержка.
Однако их наставникам, конечно, тяжелее. Они должны принять тот факт, что у ребят есть социальное окружение. Наставники никак не должны ему навредить. Но их задача - оказать поддержку детям, которые выпускаются из школ-интернатов без какой-либо поддержки - родители-то есть. Конечно, наставник - это не спонсор, но он может помочь выпускнику сориентироваться в жизни. К счастью, у нас есть такие люди, которые способны отдать ребёнку частичку себя.
Учат тому, что пригодится
— Страшно, что при живых родителях у нас появляются сироты…
— Да, неприятно. Государство, с одной стороны, устраивает их на обучение в школы-интернаты. Они там в полной безопасности. Но родители уходят на второй план. Да и сами они сильно снижают свой родительский ресурс.
— Как я понимаю, молодые люди, окончившие школу-интернат, при живых родителях не имеют право на жильё?
— Не только на жильё. Во время обучения сироты получают государственную поддержку до 23 лет. А если сирота - студент вуза, то его поддерживают до окончания этого вуза. Всего этого лишены дети, которые окончили школу-интернат при живых родителях, не лишённых родительских прав. Чтобы поддержать их, мы начали реализовывать и проекты по профессиональной ориентации.
— Расскажите об этих проектах подробнее.
— Это направление «Корпоративное наставничество». Начали его реализовывать с прошлого года вместе с московским благотворительным фондом «Хранители детства». Кроме того, в этом году стали одним из 37 регионов в программе «Поколение выбор» благотворительного фонда «Открывая горизонты». Суть этого проекта - обучение детей навыкам XXI века. Родители-то особо и не думают, куда, на кого пойдут учиться их дети. Мол, в ПТУ, а там - как-нибудь. Но мир сегодня быстро меняется - требуются совсем другие навыки, чтобы состояться профессионально. К примеру, умение работать в команде, умение договариваться, креативное мышление и т.д.
Всему этому мы и учим ребят. Проводим с ними игры в исследовательском русле, когда дети решают какие-то задачи и квесты. Помимо этого организуем для ребят экскурсии на предприятия. Знакомим их не с устройством самого предприятия, а с людьми, которые там работают. Они рассказывают о навыках, необходимых, чтобы там работать. Часто сталкиваемся с ситуациями, когда люди получали одно образование, а в жизни занимаются совсем другим. И новое дело приносит им удовольствие. Ребята наглядно видят, что путь к профессии сегодня сильно изменился.
Для тех, кто заинтересовался той или иной профессией, мы организовываем стажировки. Очень полезный опыт для подопечных школ-интернатов. Это прекрасная возможность получить первый свой трудовой опыт в дружественной атмосфере, он очень важен для подростков, позволяет им по-новому взглянуть на себя и свои возможности, поверить в свои силы.
Рискнули и победили
— То есть занимаетесь не только с детьми, которые живут и воспитываются в школах-интернатах, но и выпускников не теряете из виду?
— Совершенно верно. Если честно, в Рязанской области постинтернатное сопровождение детей не очень хорошо работает. Точнее если - работает по заявительному характеру. Есть служба, которая занимается детьми - вчерашними выпускниками школ-интернатов, но пока сам заявитель не обратится, ему не помогут. Ребята часто растворяются в обществе. Многим стыдно прийти обратно в школу-интернат и сказать, что, мол, меня отовсюду выгнали, работу найти не могу и не знаю, что делать.
Мы в этом году собрали около 20 ребят, которые выпустились два года назад, то есть уже имеют опыт самостоятельного проживания, и вместе с Ассоциацией приёмных родителей организовали для них летний лагерь на базе отдыха. Назвали его «Лидер изменений». Хотели пообщаться с ребятами, узнать об их опыте самостоятельного проживания, услышать от них, что бы они хотели в жизни изменить. Часто ведь за них всё решают, а мы хотели самих вчерашних сирот послушать. В частности, нам важно было понять, какой опыт проживания в школе-интернате им оказался полезен в жизни, чтобы сами ребята хотели бы изменить.
Совершенно неожиданно осознали, что ребятам очень нужна психологическая помощь. Хотя не собирались проводить терапию - только лёгкие тренинги без глубокого погружения. Но молодым людям очень сильно хотелось выплеснуть наружу, что болит внутри. И поговорить именно хотели с профессионалом. Поняли, что такие лагеря нужны, их необходимо проводить регулярно.
— А не страшно было проводить такой лагерь с ребятами, которых уже можно назвать взрослыми? Учитывая те же психологические травмы, о которые говорите.
— Многие коллеги, если честно, к нашей идее отнеслись скептически. Но мы решились на такой проект. Изначально, когда планировали время в лагере, предполагалось, что ребята сами будут составлять распорядок дня, то есть чем они там будут заниматься. Для них было необычно, что плана проведения лагеря, как это принято в лагерях отдыха, не было. У нас была «рыба» , а «мясо» ребята нарастили сами. Мы просто поставили задачу: от вас самих зависит, как пройдет эта неделя.
В итоге, получилась интересная насыщенная программа. Утро начиналось с зарядки, отбоя как такового не было, просто наступало «время тишины» и каждый сам выбирал, что делать: пойти спать, поиграть в настольные игры, пообщаться или полежать в гамаке… Правила поведения ребята прописали сами. И полностью их, в итоге, выполнили. Да, ждали, от нас какого-то подвоха, но его не было.
За неделю получилось расслабиться, пообщаться, набраться полезного опыта. Мы все в лагере были на равных. Ребята это оценили. Готовили они сами. И, кстати, хорошо готовили. Когда уезжали, были нам очень благодарны за лагерь. Там у них был выбор. В жизни его у ребят часто нет.
Чем нужно заниматься
— Эта жизнь, как я понимаю, заставляет их намного быстрее взрослеть…
— Конечно. Выпускникам школ-интернатов приходится полагаться только на себя. Никто не позовёт их на обед.
— Какой помощи ребятам, выпускающимся из школ-интернатов, сегодня не хватает?
— Не хватает адекватной подготовки к самостоятельной жизни. Да, учат решать социально-бытовые вопросы - как готовить, как покупать продукты и т.д. В обеспечении льгот и прав детей-сирот в Рязанской области дело тоже обстоит неплохо.
И юридическое сопровождение, и психологическую реабилитацию необходимо обеспечить до выпуска ребят. А после выпуска, думаю, необходимо создавать сообщества выпускников, где с ними продолжили бы работу уже знакомые люди - им вчерашние сироты доверяют больше. И такие сообщества или клубы должны иметь не заявительный характер. Им необходимо работать постоянно, по принципу «равный равному», когда помощь и поддержку оказывают вчерашние выпускники, которые смогли справиться с трудностями и сами крепко стоят на ногах. В этих сообществах молодые люди должны получать необходимый опыт, делиться им, чувствуя себя при этом в безопасности.
Между небом и землёй
— Работаете, кстати, только с Рыбновской и Полянской школами-интернатами? А с другими учреждениями планируете сотрудничать?
— С указанными школами-интернатами, как уже говорила, работаем по проекту «Индивидуальное наставничество». А вот проект, связанный с профориентацией воспитанников, который мы реализуем с благотворительным фондом «Открывая горизонты», мы будем запускать кроме Полянской ещё и в Михайловской школе-интернате. Последнее учреждение как раз не охвачено вниманием волонтёров. Там ведь тоже воспитываются дети, у которых есть родители. А у нас как? Больше стараются помочь именно учреждениям, где живут сироты. А дети при живых родителях в школах-интернатах – между небом и землёй. Они и не сироты, и родителям особо не нужны. Многие свыкаются со статусом «мама выходного дня». Но забрать обратно ребёнка не могут, называют кучу причин.
— Всё же: в целом можно сказать, что число воспитанников школ-интернатов в нашем регионе уменьшается?
— Точно могу сказать, что уменьшается, хоть и не назову конкретные цифры. Детей до 10 лет охотно берут приёмные семьи. Этот институт в нашей области хорошо развит.