Как подготовиться к экзаменам? Советы рязанского психолога

Конец учебного года – пора многочисленных тестов, проверочных работ, контрольных и экзаменов. Растёт и беспокойство у родителей. Особенно, если в семье несколько детей.

   
   

О том, как преодолеть стресс в это нелёгкое время, рассказывает педагог-психолог полустационарного отделения № 1 Комплексного центра социального обслуживания населения «Семья» Наталья ДУВАНСКАЯ.

Стратегия подготовки

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Наталья Николаевна, как я понимаю, по поводу экзаменов у вас сейчас много обращений?

Наталья Дуванская: Да, заканчивается учебный год и многим ребятам предстоят итоговые аттестации, контрольные работы, экзамены, которые вызывают неоднозначные чувства у детей и родителей. Поэтому обеспокоенные родители обращаются к нам за помощью: как максимально помочь ребёнку и себе в этот период жизни? А если в семье несколько детей, то эмоциональное напряжение родителей возрастает и нужна поддержка психолога и для детей, и родителей. Количество обращений по данной проблеме, конечно, возрастает.

— Просят вас помочь детям? Или самим родителям, в первую очередь, нужна помощь психолога?

— В основном инициаторами похода к психологу в этот период являются родители, хотя бывают и случаи, когда сами дети просят об этом взрослых.

— А как вы помогаете детям справиться со стрессом? Поделитесь ценными советами, которые, уверен, сейчас пригодятся родителям.

   
   

— Главное условие успешной сдачи экзамена, теста, проверочной работы – разработать индивидуальную стратегию подготовки, найти те приёмы и способы, которые эффективны и полезны именно для вашего ребёнка, позволяют ему добиться наилучших результатов. Специалисты центра в работе с ребёнком помогают ему осознать свои сильные и слабые стороны, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. А также учат детей техникам саморегуляции в ситуации стресса с использованием арт-терапии (терапия искусством, рисунки, коллажи, метафорические карты, сказкотерапия). Сложнее работать с детьми, которые сталкиваются с тестированием впервые.

Не допускайте перегрузок

— Детям какого возраста в основном нужна помощь?

— Сказать о том, дети какого возраста наиболее уязвимы, сложно. Ведь школьная программа – это огромная нагрузка на ребёнка и родителя. А любого рода проверочные работы – это всегда серьёзный стресс.

— Работа с родителями – это, наверное, вообще отдельная история. Я ведь правильно понимаю, что помощь нужна тем мамам, у кого несколько детей? А им вы как, чем помогаете?

— Да. С родителями работать значительно труднее, независимо от того, сколько детей воспитывается в семье. Ведь именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядится временем и силами при подготовке к экзамену, поддержать морально и психологически. Как это сделать правильно? Не секрет, что успешность ребёнка во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Вот несколько советов:

- не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что оценка не является показателем его возможностей;

- не повышайте тревожности накануне экзамена, будьте спокойны, поддерживайте и подбадривайте ребёнка, повышайте его уверенность в себе;

- обеспечьте удобное место для занятий, проследите, чтобы никто не мешал;

- помогите детям распределить темы подготовки по дням;

- приучайте ребёнка к режиму подготовки, следить за временем и уметь правильно его распределять;

- не допускайте перегрузок;

- обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи курага, сладкий чай и т.д., стимулируют работу головного мозга;

- накануне экзамена, обеспечьте ребёнку полноценный отдых и сон.

Работа в тандеме

— С родителями и детьми работаете раздельно или все присутствуют на консультации?

— Многие родители сталкиваются со своими собственными проблемами: повышенная тревожность, страх, не уверенность в своих силах и родительской компетенции. Поэтому не могут конструктивно и эффективно помочь ребёнку. И здесь психологи работают в тандеме. Вначале идёт совместная консультация, психолог ребёнок и родитель, затем по отдельности.

— А папы обращаются за помощью? А то ведь все считают, что только мамы с детьми занимаются…

— Чаще с детьми, конечно, приходят мамы, но это не значит, что отцов не интересует эта проблема. Как правило, мамы находятся в отпуске по уходу за ребёнком и занимаются домашним хозяйством, и они имеют больше свободного времени для занятия с детьми, в то время как папам приходится много работать, чтобы обеспечить семью.

— Можете привести конкретный пример, когда вам удалось в конце года наладить атмосферу в семье. И ребёнок, и родители не сошли с ума, а спокойно подготовились к экзаменам.

— Пример из практики. В центр обратилась семья, в которой двум дочерям выпускницам 9-го и 11-го классов предстояли ОГЭ и ЕГЭ. Родители столкнулись с проблемами мотивации у дочерей к успешной сдачи экзаменов. Родители не могли найти нужные слова и были в полном отчаянье в этой ситуации, не знали, как помочь своим детям. После комплексной и сложной работы психологов с девочками и родителями дети приступили к подготовке к аттестации. Впоследствии удачно сдали экзамены, а родители обрели душевное равновесие, нашли правильные слова для поддержки и мотивации своих детей не только для сдачи экзаменов, но и на дальнейшие достижения успеха в жизни.

Заранее надо готовиться

— Раз уж вспомнили про ЕГЭ. Самая большая нагрузка падает на те семьи, где дети сдают единый государственный экзамен. С ними, предположу, работа начинается задолго до окончания учебного года?

— Конечно, особое волнение вызывает ЕГЭ, потому что это ведь сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, и уровень тревоги. Это один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. 

Мы рекомендуем начинать психологическую подготовку к ЕГЭ в начале учебного года, в сентябре. Психологами центра разработана программа по проведению психолого-педагогического сопровождения подготовки учеников 11-х классов к ЕГЭ, в рамках которой в течение учебного года каждый месяц проводятся групповые занятия со старшеклассниками, беседы с родителями и преподавателями. Задачи этой программы: повысить сопротивляемость стрессу; развить уверенность в себе; повысить психологическую грамотность участников образовательного процесса; развить коммуникативные навыки детей; обучить навыкам самоконтроля и само регуляции своих эмоций и страхов; научить учащихся, использовать особенности своего мышления и темперамента при подготовке к ЕГЭ и приёмам эффективного запоминания; научить навыкам правильного поведения на экзамене.

Лишь часть жизни

— Часто думают, что помощь психолога нужна только тем детям, которых называют трудными, или которые воспитываются в проблемных семьях. Наверное, это не совсем так?

— Для нас каждый ребенок индивидуален. И мы стараемся не делить детей на трудных и нормальных. Мы помогаем всем, кто обратится к нам.

— Одной ведь консультации, наверное, мало, чтобы помочь ребёнку или его родителям? Предположу, что на работу с ними уходит не один день?

— Нет, здесь я с вами не соглашусь. Есть дети, которым просто нужна психологическая поддержка. В этом случае нужны всего одна-две встречи. И помните: экзамен – лишь часть жизни! Если что-то не получилось, не отчаивайтесь, не критикуйте детей! Поддержите ребёнка! Они очень нуждаются в нашей любви и безусловном принятии. Как сказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци: «С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь».

ДОСЬЕ
Наталья ДУВАНСКАЯ. Педагог-психолог полустационарного отделения № 1 Комплексного центра социального обслуживания населения «Семья». В учреждении работает с 2014 года. Общий стад работы психологом – 16 лет. Образование: Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, квалификация «Психолог и преподаватель психологии»; Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, квалификация «Клинический психолог».