По какой причине мелеют реки? Можно ли каким-то образом исправить ситуацию? Не первый год жители региона ищут ответы на эти вопросы.
Заиливание и заболачивание…
На прошлой неделе в редакцию обратились жители деревни Кузино в Клепиковском районе. Рядом с их населённым пунктом протекает Пра. Читатели рассказали, что с каждым годом уровень реки сильно падает.
– Всё больше мест, где реку можно перейти вброд особо и ноги не замочив, – сетует местная жительница Марина Иванова. – Боимся, что скоро от Пры вообще ничего не останется.
На эту же проблему не так давно обратили внимание и рязанские рыбаки. Они разместили в группе ВК «Рыбалка в Рязани - Online дневник» открытое обращение к губернатору Рязанской области Николаю Любимову и к министерству природопользования региона:
Обращение рыбаков на прошлой неделе прокомментировали в министерстве природопользования Рязанской области. В ведомстве напомнили, что для рек региона, в том числе и реки Вожа, в условиях тёплого климата главный вид питания – дождевой. Вторым источником, формирующим речной сток, служит снеговое питание, третье место занимает подземное питание.
«Учитывая климатические особенности последних лет (отсутствие дождей, устойчивого снегового покрова, весенних паводков), в Рязанской области наблюдается период маловодья, что и приводит к уменьшению уровня воды в большинстве рек, особенно на участках вблизи истока реки, а также падению уровня грунтовых вод, – пояснили в министерстве. – Расчистка рек от донных отложений, древесных отходов в русле (сухих, больных, наклонившихся деревьев) возможна только при наличии проектной документации и будет способствовать улучшению проточности рек, но не увеличит расход воды в русле».
Как решить проблему
На естественные и антропогенные факторы, из-за которых наблюдается пересыхание малых рек, обращает внимание и кандидат географически наук, доцент РязГМУ, руководитель Рязанского
регионального отделения Российского экологического общества Виолетта Чёрная.
По словам эксперта, необходимо прекратить вырубать деревья и кустарники в поймах рек, запретить осушение пойменных болот, внедрять замкнутые и оборотные циклы водоснабжения и другие водосберегающие технологии на предприятиях и в ЖКХ, ограничить добычу песка и гравия в поймах и руслах рек.
Кроме того, на что обращает внимание эколог, с одной стороны, есть федеральные проекты «Сохранение уникальных водных объектов» и «Оздоровление Волги» (входят в нацпроект «Экология»). Их цель – улучшение состояния гидрографической сети и оздоровление водных объектов. С другой, необходимы системные стратегические программы возрождения рек на уровне водосборных бассейнов и бассейновых водных управлений.
Что же касается расчистки берегов и русел рек, в этом вопросе Виолетта Чёрная соглашается с комментарием минприродопользования. По словам эксперта, эти мероприятия ничего не дадут, не увеличат расходы и объёмы стока воды в реках, то есть не обеспечат их полноводность.
– Донный ил и суглинистые отложения, глины – водоупорные слои. Их нарушение при расчистке русла может привести к полному пересыханию или значительному обмелению малой реки, – заключила Виолетта Чёрная.