По Рязани - на велосипеде. Удобно ли это?

С какими сложностями может столкнуться велосипедист в Рязани? Какой должна быть сеть велодорожек? Стоит ли передвигаться по проезжей части? И приживётся ли у нас «Велошеринг»?

   
   

Об этом беседуем с руководителем сообщества любителей велоспорта Ryazan Riders Team Павлом Мысковым.

Бордюры слишком высоки

— Павел, уже давно идут разговоры о том, что в Рязани появится сеть велодорожек. Однако ожидать их стоит только к 2032 году… Но совсем недавно первую велодорожку сделали в Лесопарке. Как думаете, можно ли это считать началом развития городской велоинфраструктуры?

Павел Мысков Фото: Из личного архива Павла Мыскова

— Велодорожка, которая в Лесопарке, по большей части нужна только детям и тем, кто по чуть-чуть прогуливается на велосипеде по парку. Теми же, кто постоянно на этом виде транспорта перемещается, она не воспринимается полноценно. Основная проблема в том, что на дорожку выбегают дети, выходят люди. Скорость езды должна быть очень медленной, чтобы можно было быстро среагировать на спонтанное появление под колёсами пешехода. В идеале должно быть так, чтобы велодорожка проходила отдельно от аллей, по которым гуляют люди, а не просто выделялась краской. Да, могут быть места пересечений, но и их стоит оборудовать предупреждающими знаками. В Мемориальном парке в Рязани трассу для лыжероллеров заасфальтировали. Она как раз на расстоянии от пешеходных дорожек. Примерно так и для велосипедистов стоит делать. Хороший пример – парк 850-летия Москвы. Там как раз такую систему сделали.  

Что касается сети, то по идее она должна будет соединять все части города. Это не должны быть разрозненные дорожки только в зонах отдыха. То есть должно получиться так, чтобы можно было от Московского до Дашково-Песочни доехать без проблем, а не перебежками от парка к парку. Не совсем понятно, как у нас это будет реализовываться, поскольку и тротуары, и дороги достаточно узкие. Но стоит отметить, что это всё должно делаться планово. Не может же быть так, что внезапно в 2032 году мы проснёмся, а по Рязани везде велодорожки. Я несколько раз обращался в администрацию по этому поводу, но пока никакой конкретики в ответах не увидел.

— До 2032 года всё-таки времени ещё много. А сейчас удобно ли ездить на велосипеде по Рязани?

—  Сложностей много. Заниженных бордюров мало. А высокие, кстати, создают проблемы не только для велосипедистов, но и для мам с колясками, инвалидов. Нужно, чтобы низкие спуски делали хотя бы на ремонтируемых дорогах. Кроме того, по правилам велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по проезжей части, а не по тротуару. Но… Пробки, маленькое расстояние между машинами всё усложняют. Я с трудом протискиваюсь между автомобилями, пытаясь не задеть зеркала. Если выехать на тротуар, то тоже легче не станет, поскольку людей много. Дороги ведь у нас узкие. А тут ещё и паркуются по краям. В Москве по-умному к этому подошли. В центре на проезжей части для велосипедистов есть так называемые карманы, в которых они ждут зелёного сигнала светофора. Это удобно и гораздо безопасней. В городе Альметьевск (республика Татарстан) строительство велодорожек по городу спонсировала нефтяная фирма. Там всё настолько комфортно, что даже на перекрёстках есть специальные бордюры, чтобы можно было просто выставить ногу, а не слезать с велосипеда.

   
   

В нашем городе ещё опасность и в том, что не всегда водители лояльно относятся к велосипедистам на дороге. Бывает, что смотрят в упор, но продолжают ехать. Хотя перемены в этом отношении в лучшую сторону всё же есть. И от велосипедистов хочется большей предусмотрительности. Прежде чем выезжать на дорогу, надо выучить ПДД. Нужно обязательно спешиваться при переходе по «зебре». Многие про это забывают, к сожалению.

— Да, трудностей немало. Но есть ли, по-вашему, какой-то выход?

— Единственный вариант, который позволит хоть насколько-то облегчить перемещение по городу на велосипеде – сделать выделенную полосу для общественного транспорта. Но тут тоже не всё так просто. Если на Московском шоссе это сделать будет нетрудно, поскольку места там достаточно, то в центре есть свои нюансы. Помог бы запрет на парковки по краям дороги. Но это возмутит автомобилистов. В конце концов, о парковочных местах должны заботиться те, кто держит офисы на Первомайском проспекте. Сейчас есть много вариантов: подземные, многоуровневые гаражи. Лучше построить что-то такое, нежели очередную многоэтажку…

Помните о безопасности

— С автомобильными парковками всё непросто. А с велосипедными? Достаточно ли их в городе?

— К сожалению, их не хватает. Но о них, опять же, должны задумываться собственники фирм. И решение об установке велопарковки должно исходить из собственных интересов: нужны ли они сотрудникам компании. Большая проблема и в том, что существующие велопарковки не предназначены для хорошего, надёжного сцепления. В основном они представляют собой маленькие полудуги. Предполагается, что велосипед нужно пристёгивать за колесо. Но колёса сейчас быстросъёмные. Поэтому украсть можно за считанные секунды… Оптимальный вариант – когда парковка такой высоты, чтобы можно было зацепить раму. Плюс важно помнить о ширине, потому что не все велосипеды с дисковыми тормозами пролезают в узкие проходы. Нужно помнить и о качественном замке. Тросики легко перекусываются. Поэтому лучше выбирать цепи. У торговых центров велосипед точно не стоит оставлять надолго.

 Понятно, что на улице велосипед украсть могут без проблем, но воруют их и из подъездов…

— Всё ценное должно храниться в доме. Это правило, о котором всегда всем повторяют. Сейчас есть системы, на которые велосипед можно подвесить, даже под потолок. Поэтому проблем с хранением возникать не должно. Хозяин велосипеда должен сам заботиться о безопасности своего спортинвентаря.

Для туристов и не только

— Недавно в городе заработала система велопроката «Велошеринг». Как думаете, приживётся у нас этот проект?

Проект «Велошеринг» совсем недавно заработал в нашем городе. И уже за первую неделю поездки при помощи такого велопроката совершили 602 рязанца. Фото: АиФ/ Марина Дрозд

— Если люди будут бережно относиться к велосипедам, то однозначно да. Это, в первую очередь, хороший пробник для тех, кто ещё сомневается в необходимости купить собственный велосипед. Они могут взять, покататься по городу, а затем решить для себя, подходит им это или нет. Ценовая политика вполне лояльная. Проект, кстати, точно будет востребован у туристов. К слову, хотят же сделать так, чтобы туристы прибывали в том числе и на речной порт. Можно было бы как-то «Велошеринг» сюда тоже подвязать. Ведь на велосипеде куда удобней перемещаться по городу, чем на том же автобусе, который будет стоять в пробках.

— Насколько велосипед в целом популярен в нашем городе? Много ли среди рязанцев велосипедистов? На улицах они встречаются довольно часто.

- Как показывает велопарад, на который собирается порядка пяти тысяч участников, любителей велоспорта много. Но по большей части люди катаются где-то недалеко от дома или в парках и им этого достаточно. Те, кто более целенаправленно занимается, обычно выезжают за город. Мы с нашим велосообществом, например, ездим на большие расстояния. При этом стараемся маршрут построить так, чтобы не просто прокатиться, а посмотреть ещё какие-нибудь интересные места. Иногда выезжаем на электричке куда-нибудь. Последний раз были на Новомичуринской ГРЭС. Помимо нашего, есть ещё два велосообщества. Одно из них – «Маршрут». Они, например, ездили по заброшенным войсковым частям. Недавно образовался велоклуб «Поток». Он объединяет в основном молодёжь. Ребята собираются и катаются по городу. Но тоже потихоньку начинают выбираться за его пределы. Весной мы с нашим сообществом все делаем общее открытие нового сезона. Приглашаем как можно больше людей, чтобы о нас узнали. И люди к нам с удовольствием присоединяются. 

Досье
Павел МЫСКОВ. Руководитель клуба Ryazan Riders Team с 2018 года. На велосипеде – с ранних лет. Работает в сфере охраны. Не женат.