Достаточно ли посадок? Как в Рязанской области восстанавливают лесной фонд?

В Спасском районе во время акции «Сохраним лес» посадили 22 тысячи сосен. © / Министерство природопользования Рязанской области

От того, насколько много на той или иной территории высажено деревьев, зависит её экологическое благополучие. Не зря же леса называют «лёгкими планеты».

   
   

В этом направлении важно учесть то, что объём новых насаждений должен быть не меньше объёма вырубок, а лучше, если он будет его превышать. Но получается ли достичь этого в регионе? Разбираемся.

Раньше было не так

По информации пресс-службы министерства природопользования Рязанской области, площадь земель лесного фонда составляет 965,2 тыс. га. Это примерно четверть всей площади региона.

В 2019 году в области начал работать региональный проект «Сохранение лесов», который является частью нацпроекта «Экология». Именно он и направлен на то, чтобы площадь посадок наконец-то превысила площадь вырубок. В прошлом году, как рассказали в пресс-службе ведомства, целевой показатель удалось выполнить в двойном объёме. Вместо запланированных 1,5 тыс. га в регионе высадили 6 млн сеянцев на площади 3,3 тыс. га.

Тем не менее, в министерстве добавили: площадь лесовосстановления сравняется с площадью проведённых сплошных рубок только к 2024 году. Так указывает нацпроект.

В сентябре в Рязанской области стартовала всероссийская акция «Сохраним лес». В её рамках по всей стране высадят аж 40 млн деревьев. В регионе же запланировали засадить примерно 17 га. А это – более 60 тысяч сеянцев сосны.

Одна из посадок на прошлой неделе прошла в Спасском районе. Там на территории Шелуховского лесничества волонтёры на площади около 5 га высадили более 22 тысяч сосен с открытой корневой системой. Примечательно, что эти сеянцы вырастили в региональных питомниках, а значит, вероятность того, что они примутся, увеличивается.    
   

– Пять гектаров высадили только вместе с волонтёрами. Всего же на этом месте мы посадим 20 гектаров леса, – рассказал исполняющий обязанности начальника Шелуховского лесничества Руслан Анучин. – Работы нужно завершить до ноября, как у нас определено в плане.

По словам мастера Елены Курносовой, за посаженными деревьями будут следить работники лесничества. Агроуход будет осуществляться в течение ближайших пяти лет. Весной же на засаженной территории досадят непринявшиеся сосны.

Кстати, погода во время посадки была не самая подходящая – земля сухая, твёрдая. Но прогнозы, тем не менее, в лесничестве дают благоприятные.

– Надеемся, что не примется максимум 10%, – обратил внимание Руслан Анучин. – Посадочный материал хороший. Это двухлетние сеянцы. Они напитаны влагой.

Более 6 тысяч сосен высадили на прошлой неделе и в Можарском лесничестве. Его начальник Михаил Бычков поделился, что конкретно на их территории восстановление вырубленных лесов идёт в больших объёмах, поэтому порой даже не хватает места.

– Каждый год мы сажаем по 60 га леса. Площадей для посадки не всегда хватает, потому что рубим меньше, чем восстанавливаем, – сказал Михаил Бычков. – Но так было не всегда. До 2017 года мы сажали максимум 20 га в год. Потом уже пошло увеличение, поэтому ситуация исправилась.

Защитным лесам нужна защита

– В регионе сейчас прилагается достаточно усилий для восстановления, – продолжил мысль заведующий кафедрой селекции и семеноводства, агрохимии, лесного дела и экологии РГАТУ имени П.А. Костычева Геннадий Фадькин. – Однако стоило бы обратить внимание на технологии, которые увеличивают вероятность приживания саженцев.

В частности, можно использовать нанопорошки железа, которые изучают и апробируют на кафедре. Они подойдут для защитных лесов, однако о том, как они влияют на качество древесины, пока говорить рано: исследования ещё не завершились.

К слову о защитных лесах. По мнению председателя Экологического рязанского альянса Евгения Рыбакова,  главная проблема сохранения лесного фонда в регионе заключается в том, что уменьшаются площади промышленных лесов, из-за чего арендаторы переходят в защитные зоны.

– А защитные леса – это наша экология. Их нельзя вырубать, – добавил Евгений Рыбаков. – Кроме того, на месте вырубленных лип, дубов сажают чаще всего сосны, что тоже неправильно.

Как правило, пояснил председатель ЭРА, дубовые, липовые и другие подобные посадки оставляют на естественное восстановление. Но деревья, которые произрастают как поросль, оказываются недостаточно сильными. Более того, они чаще всего не переходят в разряд деловой древесины.

– Много лесов потеряли из-за пожаров 2010 года. Эти площади очень нескоро восполнятся. Нужно всячески способствовать тому, чтобы деревьев становилось больше, в первую очередь – в промышленных лесах, – сказал Евгений Рыбаков. – Необходимо усилить контроль за лесопользователями и строго отсеивать недобросовестных арендаторов. Кроме того, важно, чтобы было достаточно лесников, чтобы они получали достойную зарплату и имели возможность работать с хорошим оборудованием. Последнее важно, поскольку современные технологии облегчают контроль и делают его более оперативным.

Цифры

1501 га – общая площадь участков, на которых запланированы лесовосстановительные работы в этом году.

77% от годового плана уже выполнили на 1159 га.

27 единиц спецтехники закупили для рязанских лесничеств в 2020 году.

73 маршрута наземного патрулирования лесов разработаны в регионе.

30 камер и 11 пожарных вышек позволяют вести наблюдение за пожарной опасностью дистанционно.