Комнатные растения помогают в воспитании детей

   
   

В наши дни, наверное, трудно найти детский сад, в котором бы не было комнатных растений. По использованию цветов в работе с детьми разработано огромное количество рекомендаций.

Почти в каждом детском саду, в каждой группе, живет великое множество различных комнатных растений, которые не только украшают интерьер, но и играют оздоровительную роль. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Есть цветы, которые по своим свойствам являются хорошими домашними лекарствами, а есть такие, которые негативно сказываются на здоровье больных астмой или ОРЗ. Поэтому, подбирая растения для разных помещений детского сада, следует учитывать и особенности их влияния на здоровье малышей.

Все мы хорошо знаем, что комнатные растения - это неотъемлемая часть и зимнего сада, и экологической комнаты, и комнаты психолога. Они визуально выделяют зону релаксации, а вертикальное озеленение (плющ на веревках, металлических решетках) или растения на высоких подставках помогают разделить комнату на функциональные зоны, выделить уголок уединения.

Комнатные растения - в работе с детьми

В настоящее время разработано огромное количество рекомендаций по использованию комнатных растений в воспитательном процессе дошкольных учреждений. Неотъемлемой частью воспитания малышей стал труд в уголке природы. Здесь очень важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, которое ему больше всего нравится. Детям совсем не обязательно знать большое количество растений и их сложные латинские названия. Достаточно будет того, что ребенок сам захочет и выберет в процессе воспитательной работы на эту тему. Он должен знать о пользе растений и их разнообразии, о том, как нужно ухаживать за цветами и как их поливать и оберегать. Если же у ребят возникает желание узнать о том или ином растении поподробнее, то тогда такую информацию им следует предоставить.

Очень важно во время ухода и наблюдений за комнатными растениями обсуждать с детьми различные вопросы. Связанные с тем, какую роль в жизни цветов играют свет, тепло и вода, для чего их нужно пересаживать.

При помощи растений можно заниматься и развитием речи у детей. К примеру, детям можно предложить внимательно изучить то или иное растение, потрогать его, погладить и придумать ему название, которое бы отражало его особенности («пушистик», «колючка», т.п.). Можно даже сочинить рассказ или сказку по результатам наблюдений. Ребята из старшей группы могут стать экскурсоводами для самых маленьких детсадовцев, провести их по цветочной оранжерее и рассказать много интересного о своих зеленых питомцах.

   
   

Когда вместе с детьми проводится те или иные опыты с растениями, следует при этом помнить, что цель воспитания - это прежде всего бережное отношение к природе, а не научные исследования любой ценой. По мнению педагогов безнравственны те опыты при детях, в результате которых исследуемое растение погибает. Например, для выяснения роли воды в жизни живых организмов берутся два растения. Одно из которых поливают, а другое нет (и оно засыхает).

Такой опыт проводить можно только с некоторыми влаголюбивыми видами, такими как Ванька мокрый. Признаки нехватки воды, отражаются на его облике, листики становятся менее упругими и поникают. Но достаточно добавить в горшок немного воды, и растение снова восстанавливает свой первоначальный вид. Подобные эксперименты помогают ребятишкам понять, для чего они ухаживают за растениями.

Еще пример: на лист растения надевается полиэтиленовый мешочек, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения. Однако и здесь необходимо следить, чтобы листья во время опыта не пострадали.

И еще один из несложных опытов. Если взять комнатное растение и часть его листьев протирать от пыли, а часть не трогать длительное время. Затем предложить ребятам приложить кусочек липкой ленты к листу, с которого убирались пыль, и к листу, который не трогали. Одна лента будет чистой, а на другой остается пыль. Отсюда вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Можно в растения и играть. Но использовать их в играх нужно с большей осторожностью, чтобы не повредить стебли и листья. Из растений, к примеру, можно создать лес для кукол или сказочных персонажей. Они могут стать дополнением и к театральным декорациям. Комнатные растения можно использовать и при других жизненных ситуациях.

По материалам газеты «Колос»

Смотрите также: