Цифровая угроза. На каких сайтах чаще всего бывают рязанские дети

Из архива АиФ / АиФ

В декабре 2015 года Дмитрий Медведев подписал Концепцию информационной безопасности детей. Но уже в ноябре прошлого года в Рязани открыли пока единственный в стране Центр защиты детей от Интернет-угроз. Так чем же опасна цифровая сеть и насколько реальна исходящая оттуда угроза – об этом мы беседуем с генеральным директором Центра Владимиром Роговым.

   
   
Генеральный директор Центра защиты детей от Интернет-угроз Владимир Рогов. Фото: АиФ-Рязань

Это не сказки

- Владимир, согласитесь, что Интернетом нас пугают с тех самых пор, как только он появился в России. А насколько хорошо вы лично представляете себе тех, кто находится по ту сторону монитора?

- Прежде чем заняться этой работой я много лет служил в правоохранительных органах. В том числе – управлении «К» регионального УМВД. Так что именно благодаря работе у меня и сложилось общее представление о масштабах угроз для безопасности детей.

Мне приходилось сталкиваться с разными случаями - от классического интернет-мошенничества до педофилии. Из практики знаю, что в информационной среде именно дети, к сожалению, становятся участниками мошенничеств, хакерских атак и прочих противоправных действий. На это их толкает в первую очередь свойственная возрасту любознательность. А в преступные сообщества их либо вовлекают взрослые, либо, проявляя избыточный интерес к различным видам взломов, мошенничеств, они начинают это делать.

- А вы сами насколько хорошо владеете цифровыми технологиями - случайно не хакер?

- Нет, не хакер. Но владею очень хорошо. Окончил физико-математическую гимназию, где были в том числе очень серьёзные курсы программирования. Потом совершенствовался в вузе. Ну а дальше нарабатывал опыт практической работы в подразделениях «К» и неоднократно проходил курсы обучения по своей тематике.

Чёртик из кармана

- Получается, что несовершеннолетних целенаправленно вовлекают в опасные сообщества или всё-таки здесь велика доля случая?

   
   

- Интернет – это анонимная среда. И она создаёт иллюзию безнаказанности, особенно у тех, кто пока плохо понимает, что к чему. Тот же ребёнок в сети может очень легко замаскироваться и выдать себя за взрослого, мальчик - за девочку  наоборот. А потом, уже войдя в азарт, дойдёт и до противоправных деяний. Причём когда я говорю об азарте, то не преувеличиваю. До определённого возраста ребёнок даже преступление может воспринимать как игру, а не как что-то серьёзное. И злоумышленники этим пользуются.

Дети – наиболее уязвимые участники информационной среды. И последние годы интерес преступных сообществ, особенно современных IT-сообществ, направлен именно на них. Их легче склонить к противоправным действиям, проще, чем у взрослого, найти уязвимые места, проследить их интересы, склонить на свою сторону. Вообще восприятие интернета взрослыми и детьми разное. Если взрослые просматривают новости, курсы валют и тому подобные вещи – то есть обращает внимание на ту информацию, которая им интересна, то ребёнок воспринимает и впитывает всю информацию, которая попадается ему на глаза.

- Какие сайты и сообщества чаще всего посещают дети?

- По глобальной статистике, первое место у соцсетей. А на втором, что самое парадоксальное, это порнография и эротика. Потом идут азартные и жестокие игры.

Особую обеспокоенность вызывает интерес детей к нервной анорексии – экстремальной худобе. Очень много рязанских девочек состоит в таких сообществах, где им навязывают просто варварские способы похудения, вплоть до заглатывания стекловаты.

Настораживает и тот факт, что некоторые дети просиживают в сети по 18 часов в сутки – это уже симптом самой настоящей компьютерной зависимости, которая требует вмешательства психиатра.

Кстати, всё больше детей попадает в стационар с такого рода зависимостями и от воздействий информационной среды.

- В каком возрасте дети наиболее уязвимы для интернета?

- Если брать классических хакеров, то их возраст не превышает 25 лет. Но интерес к этой сфере просыпается у мальчишек лет с десяти. Как раз в этом возрасте дети и начинают увлекаться программированием, изучать тематические форумы. На тех же форумах ребёнка замечают организаторы хакерских атак и вовлекают в преступный мир. К годам 12-14 из него уже может вырасти полноценный хакер или интернет-мошенник.

Подростки постарше – лет в 14-16 уже начинают осознавать, чем занимаются и какие могут быть последствия. В том числе начинают задумываться об уголовной ответственности. И часть детей отходит от таких занятий, но часть, к сожалению, остаётся. Кстати, родителям нелишним будем знать, что депрессивное настроение, апатия, суицидальный настрой могут возникнуть именно из-за избыточного интереса к противоправным деяниям.

- Означает ли это, что родителям уже пора массово запрещать своим детям пользоваться интернетом и вообще - избавляться от компьютеров, планшетов и других цифровых гаджетов?

- Запрет - мера неэффективная. Сейчас Интернет у ребёнка в буквальном смысле находится в кармане – в планшете или телефоне. Поэтому для решения проблемы нужно много составляющих. И в первую очередь, родители должны быть внимательными к своим детям – на деле, а не на словах принимать реальное участие в их жизни, и быть тоже, медиаграмотными. Кстати, мы начали проводить курсы-тренинги для родителей.

Пора задуматься

- Как родителям понять, что ребёнку нужна помощь?

- Интернет и социальные сети – это такое же общественное место, как и двор, в котором гуляет ребёнок. Пока чадо на улице, родители не отходят от окна, волнуются, а потом спрашивают: с кем гулял, что делал, кто твой друг? Но взрослые почему-то не интересуются, чем занят ребёнок в Интернете. Забывают просматривать его страницы в социальных сетях, спрашивать, чем он там занимается, с кем дружит, что это за друг, как ты с ним познакомился, почему он из другого города и так далее.

- Но ведь родители не всегда сами достаточно владеют компьютером, а уж тем более гаджетами, чтобы разобраться, что к чему!

- К сожалению, многое зависит от медиаграмотности самих родителей. Не секрет, что многие из них владеют компьютером намного хуже собственных детей. Но надо хотя бы на минимальном уровне контролировать ребёнка в интернете – так же, как на улице. Ребёнок может состоять в безобидном на первый взгляд, но опасном Интернет-сообществе. Родители должны обязательно проверять любую информацию, которую ребёнок публикует в социальных сетях.

Например, должно насторожить, если ребёнок выкладывает на стене или в альбомах фотографии в тёмных тонах, закрывает на фотографиях лицо руками или отворачивается, или выкладывает фото сцен жестокости. Это уже знак того, что с ребёнком нужно как минимум побеседовать, а лучше – обратиться за советом к специалисту. Для того и создали Центр, чтобы родители могли обратиться к нам. А здесь мы уже разберёмся, чья помощь нужна. В Рязани работают различные Центры социальной и психологической помощи. Так что родители могут обращаться по любому адресу, где помогут им и их детям, но именно наш Центр углублён в проблемы Интернета.

- Но ведь в школах сейчас работают психологи. Зачем же нужно искать специалистов, что называется, на стороне?

- К сожалению, большинство из них владеет устаревшими методиками психоанализа и психокоррекции. Обычно они анализируют остановку в семье, в школе, во дворе и составляют картину из общеповеденческих реакций ребёнка.

В современных условиях нужно брать во внимание ещё и огромный мир, называемый интернетом. По сложившейся практике могу сказать, что с ребёнком проще всего найти общий язык, если знать круг его интересов интернете.

Меры безопасности

- Так какие всё-таки меры ограничения и контроля вы могли бы рекомендовать для детей?

- Неразумно запретить абсолютно всё или отнять компьютер. Достаточно выстроить диалог с ребёнком, найти взаимопонимание. И настроить систему запретов и ограничений таким образом, чтобы ребёнок был свободен, но достаточно защищён.

Целесообразно использовать программно-технические средства контроля и ограничения.
Мы же запрещаем детям, гуляя на улице, переходить дорогу с незнакомцами, разговаривать с ними, брать от них подарки и угощение. Так же и  интернете – нужно запрещать ребёнку общаться с незнакомыми людьми и посещать некоторые ресурсы.

Фото: flickr.com

Впрочем, это относится к взаимоотношениям с ребёнком вообще – ведь, согласитесь, невозможно договориться с ребёнком по поводу интернета, если в семье взаимопонимание отсутствует в принципе. И эту работу нужно вести с младшего возраста. Главное, что движет, взаимоотношения между детьми и взрослыми, - это родительская любовь и внимание. К сожалению, современные родители чаще «перепоручают» детей тому же интернету.

Ограничение нахождения ребенка в Интернете – это общемировая практика. На уровне операционной системы, например, ставят ограничитель – 3 часа в сутки. Также существуют различные системы контент-фильтрации, программное обеспечение родительского контроля, детские лаунчеры на планшеты и смартфоны…. У операторов связи есть услуги (сервисы) детского интернета. Но эта фильтрация почти не затрагивает социальные сети. Решений много, главное – их разумно применить и правильно выстроить баланс между запретами и ограничениями.

Имеет смысл развивать положительный контент, включая в и детские социальные сети. Но самое сложное – это вовлечь туда детей.

Советую родителям детям младшего возраста вообще запретить мобильный интернет. Да и школьникам до пятого класса мобильный интернет «в кармане» не нужен. Он нужен, в основном нам, взрослым, для оперативности – онлайн-просмотра котировок, погоды, мировых новостей.

- Понимаю, что Центр открыли совсем недавно. Но может быть, уже можно говорить о каких-то результатах?

- Мы отслеживаем открытую информацию, которую выкладывают дети на своих страницах в социальных сетях. Уже передали в органы власти материалы на 19 школьников, склонных к суициду, и по ним выработали серьёзные меры профилактики.

При заинтересованности управления образования и молодёжной политики администрации Рязани, проводим ежедневные семинары для родителей в рязанских школах и активно работаем с педагогами.

- А как реагируют родители и педагоги на ту информацию, которую вы им даёте?

- Интерес большой. С семинаров родители уходят в лёгком шоке от того, что узнают. Осмыслив информацию, они начинают звонить и задавать вопросы. Многие родители хотят обучиться медиаграмотности, узнать, как практически проводить меры интернет-контроля.

Ведь даже если папа у ребёнка программист или администратор сайта, это ещё не означает, что он сможет правильно выстроить защиту. Компьютерная безопасность – это отдельная отрасль знаний.
Есть хороший детский ресурс ВебЛандия, созданный Российской государственной детской библиотекой. Есть детские форумы, в том числе в Рязани. Но дети ими, к сожалению, мало интересуются. Я считаю, что это направление нужно как раз развивать. И если уж мы что-то запрещаем детям, то должны взамен что-то предложить хорошее.

Досье

Владимир Рогов, 35 лет, подполковник полиции в отставке. Родился в Рязани, окончил Академию права и управления МЮ РФ, служил в правоохранительных органах системы МВД, в том числе заместителем начальника подразделения управления «К» УМВД по Рязанской области. Имеет 3 сертификата по информационной безопасности. Имеет ведомственные награды.