Броуновское движение. Как «вылечить» общественный транспорт в Рязани?

Виктор Крутов / АиФ

На улицах Рязани можно наблюдать броуновское движение – беспорядочное и непредсказуемое. Только участвуют в нём не микроскопические частицы, а автобусы, микроавтобусы, троллейбусы и «газели»…

   
   

Всё чаще, когда заходит речь о городских пассажироперевозках, звучит слово «коллапс» – оно как нельзя точно определяет то, что происходит сегодня в этой сфере. Чем болен общественный транспорт Рязани и как его можно вылечить?

Непредсказуемый троллейбус

Член общественного совета при управлении транспорта администрации Рязани, участник городских проектов Рязани Роман Антипов очень точно определил болевые точки:

«Если говорить о потребительских качествах общественного транспорта, то основные его проблемы, пожалуй, это непредсказуемость и ненадёжность, перегруженность в часы пик и запутанная система маршрутов. Стоит добавить также сопутствующие проблемы: например, неразвитость пешеходной инфраструктуры приводит к тому, что в некоторых местах даже до остановки нормально добраться невозможно».

Есть и другие причины, влияющие на качество работы транспорта, который должен удовлетворять потребности пассажиров. Наш эксперт отмечает, что преимущественная роль отдана коммерческим перевозчикам, из-за этого получается, что размерность подвижного состава не соответствует пассажиропотокам – там, где много пассажиров, почему-то преобладают маленькие коммерческие автобусы, а на маршрутах с малыми пассажиропотоками, напротив, работают большие муниципальные автобусы и троллейбусы. К тому же общественный транспорт сильно зависит от пробок, в результате увеличиваются интервалы движения, страдает стабильность работы. А пассажиры в переполненных автобусах часами томятся в пробках…

Общая проблема, общий котёл

Как же разрубить этот узел проблем? «Комитетом по ЖКХ и развитию городской инфраструктуры гордумы создана рабочая группа по контролю за работой общественного транспорта, – рассказывает заместитель председателя комитета по ЖКХ и развитию городской инфраструктуры Рязанской городской Думы Александр Сидоров. – Мы неоднократно выезжали в отдалённые микрорайоны, проверяли соблюдение расписания, интервалов движения, общались с пассажирами и водителями. Руководителям всех фракций предложено к 29 апреля разработать и направить в комитет предложения по улучшению функционирования транспорта, изменению маршрутов, изменению количества подвижного состава на том или ином маршруте. Все предложения депутатов будут обобщены и направлены в администрацию города для дальнейшей проработки. Наша задача – улучшить транспортное обслуживание населения».

Инициативы депутатов поддерживает и глава области. «Тема очень чувствительная и очень затратная, но ей необходимо заниматься со всей серьёзностью, основательно подойти к этому вопросу. Рязани крайне необходима схема транспортного развития, с ней будет понятно, где и что нужно будет исправить и сделать на перспективу, – высказал своё мнение губернатор Николай Любимов. – Её нужно разработать обязательно, а также подумать над внедрением стимулирующих мер для работников транспортных предприятий». Глава региона добавил, что правительство региона будет оказывать поддержку городу в обновлении автопарка общественного транспорта.    
   

«Власти должны помнить, что общественный транспорт – это не мера социальной поддержки для малообеспеченных, а основа транспортной системы города, которая должна принимать на себя основную часть массовых перевозок, – считает Роман Антипов. – Сейчас по стране идёт массовое реформирование принципов организации общественного транспорта. Обычно это переход на работу по так называемым «брутто-контрактам»: система, при которой город заказывает и оплачивает перевозчикам выполнение необходимого количества рейсов, собирая в «общий котёл» плату за билеты».

Это позволяет, по словам эксперта, убрать дублирование маршрутов, ставить на маршруты соответствующий пассажиропотокам подвижной состав, предлагать гибкие тарифы, организовывать удобные пересадки. Перевозчикам, в свою очередь, не нужно гоняться за пассажирами. «Одновременно необходимо развивать инфраструктуру общественного транспорта: организовывать выделенные полосы, строить новые остановки и тротуары, разворотные площадки, продлевать сети троллейбуса в новые районы. Полагаю, обязательно необходимо оздоравливать УРТ, чтобы оно могло стать ключевым перевозчиком в новой системе», – считает Роман Антипов.

Казалось бы, диагноз поставлен, лечение назначено. Вот только поможет ли больному лечение? Да и удастся ли применить весь антикризисный курс – большой вопрос. Впрочем, будем надеяться, что сейчас за пассажироперевозки взялись всерьёз. Может, что-нибудь изменится, и люди не будут терять на остановках и в пробках время, а главное – нервы…